Мониторинговое исследование «Изменение уровня воспитанности личности школьника с учетом его возрастных особенностей и индивидуального развития» НИЗОВА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мониторинговое исследование «Изучение уровня воспитанности учащихся 8 класса » Группа учащихся 8 класса Группа учащихся 8 класса Классный руководитель.
Advertisements

Практическая часть семинара. упражнение: «Характеристика» Сформулируйте краткую, не больше пяти слов характеристику младшего подростка. Сформулируйте.
Мониторинг воспитательного процесса. Мониторинговое исследование «Изменение уровня воспитанности личности школьника с учетом его возрастных особенностей.
Ценностные ориентации старшеклассников Психолого-педагогическое исследование развития ценностных ориентаций старшеклассников сош 5 г. Искитим.
Родительское собрание в 5 классе "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"
«Обучение должно приносить радость познания, радость общения. Любой ребёнок – личность, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно.
Содержание воспитательной системы в условиях введения ФГОС.
ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. Воспитание творческой, самоактуализирующейся личности ребенка предполагает: признание важности процессов саморазвития ребенка,
Система работы классных руководителей по воспитанию социально зрелой личности.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Психологические аспекты содержания Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.
Анализ воспитательной деятельности МО классных руководителей МОУ СОШ 24.
ОРГАНИЗАЦИОННО- МЕТОДИЧЕСКОЕ СОВЕЩАНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ ШМО КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ГОД.
Реализация ФГТ как фактор преемственности ДОУ и школы Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад 3 «Солнышко» п. Адамовка Волошина Н.А.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Мировоззрение старшеклассников Выступление Очнева И.В. на педсовете
Самопроверка. 1.Человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности определяется понятием: а. гражданин, б. личность, в. индивидуум,
Тема: «Эффективность воспитательной системы учреждения»
Что такое личность?. Личность- индивидуальность, вросшая в общество, но, врастая, она присваивает себе из социума не все, а только то, что соответствует.
Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав.
Транксрипт:

мониторинговое исследование «Изменение уровня воспитанности личности школьника с учетом его возрастных особенностей и индивидуального развития» НИЗОВА Н.В., методист ЦМиРО при управлении образования администрации НИЗОВА Н.В., методист ЦМиРО при управлении образования администрации города Чебоксары

Цель исследования: Выявление уровня воспитанности учащихся и оценка уровня знаний и социально значимых качеств, характеризующих систему отношений человека к обществу и к коллективу по шести ключевым компетенциям: гуманные, коммуникативные, духовные, толерантные, креативные, трудовые.

Понятие «воспитанность» Умение вести себя в обществе, благовоспитанность (в узком смысле) Умение вести себя в обществе, благовоспитанность (в узком смысле) Воспитанность означает не только соблюдение правил поведения и общения, принятых в обществе, но и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении (в широком смысле) Воспитанность означает не только соблюдение правил поведения и общения, принятых в обществе, но и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении (в широком смысле) педагогический энциклопедический словарь Сегодня под воспитанностью подразумевается комплексное свойство личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у нее общественно значимых качеств, отражающих ее всестороннее развитие. Сегодня под воспитанностью подразумевается комплексное свойство личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у нее общественно значимых качеств, отражающих ее всестороннее развитие.

Показателями воспитанности являются качества личности; Показателями воспитанности являются качества личности; Мощный фактор формирования личности – качество образовательной среды; Мощный фактор формирования личности – качество образовательной среды; Возможность среды влиять на формирование и развитие позитивной личности – качество воспитательной среды Возможность среды влиять на формирование и развитие позитивной личности – качество воспитательной среды ВЫВОДЫ:

Человек индивид – личность - индивидуальность Индивид – это человек как представитель рода, имеющий природные свойства человека, телесное бытие человека. Индивид – это человек как представитель рода, имеющий природные свойства человека, телесное бытие человека. Личность – это совокупность индивидуальных, социальных и психологических качеств, характеризующих человека и позволяющих ему познавать и преобразовывать окружающий мир в соответствии с поставленными целями. Личность – это совокупность индивидуальных, социальных и психологических качеств, характеризующих человека и позволяющих ему познавать и преобразовывать окружающий мир в соответствии с поставленными целями. Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности. Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности.

Вопрос: Как может формироваться и изменяться личность ребенка при переходе из одной возрастной категории, при учете его взаимодействия со средой, а именно: образовательной и социальной?

В исследовании приняло участие: 3481 учащихся 5 классов образовательных учреждений города, из них: 2997 пятиклассников общеобразовательных школ; 2997 пятиклассников общеобразовательных школ; 484 учащихся лицеев и гимназий. 484 учащихся лицеев и гимназий.

Сравнительный анализ уровня воспитанности пятиклассников образовательных учреждений г. Чебоксары Образовательные учреждения Уровень воспитанности низкийсреднийвысокий Средние общеобразовательные школы 83 (2,8%) 727 (24,3%) 2187 (72,9%) Лицеи, гимназии037 (7,6%) 447 (92,4%) по городу (в целом)83 (2,4%) 764 (21,9%) 2634 (75,7%)

Уровень воспитанности пятиклассников образовательных учреждений г. Чебоксары

Шесть ключевых компетенций школьников гуманные компетенции гуманные компетенции коммуникативные компетенции коммуникативные компетенции духовные компетенции духовные компетенции толерантные компетенции толерантные компетенции креативные компетенции креативные компетенции трудовые компетенции трудовые компетенции

Вопросы, соответствующие компетенции – «гуманный»: 1 «Если твой одноклассник совершает ошибку, оплошность, то ты:…» 1 «Если твой одноклассник совершает ошибку, оплошность, то ты:…» 7 «Затраты на больных и инвалидов – пустая трата денег?» 7 «Затраты на больных и инвалидов – пустая трата денег?» 13 «К тебе обращается ребёнок – инвалид с вопросом:» 13 «К тебе обращается ребёнок – инвалид с вопросом:» 19 «Тебя просят послать книги в детский дом, что ты сделаешь?» 19 «Тебя просят послать книги в детский дом, что ты сделаешь?» 25 «Ты заметил среди гостей грустную девочку (мальчика), которая(ый) одиноко сидит в стороне. Что ты сделаешь?» 25 «Ты заметил среди гостей грустную девочку (мальчика), которая(ый) одиноко сидит в стороне. Что ты сделаешь?»

Гуманные компетенции предполагают формирование отношений к личности молодого человека как к самоценности, формирование гуманной позиции во взаимодействии с людьми, проба сил в гуманных поступках. Гуманные компетенции предполагают формирование отношений к личности молодого человека как к самоценности, формирование гуманной позиции во взаимодействии с людьми, проба сил в гуманных поступках.

Коммуникативные компетенции предполагают формирование соответствующего типа личности молодого человека, способного к динамичной горизонтальной и вертикальной мобильности, смене видов деятельности, нахождению эффективных решений в сложных условиях конкурентной борьбы. Коммуникативные компетенции предполагают формирование соответствующего типа личности молодого человека, способного к динамичной горизонтальной и вертикальной мобильности, смене видов деятельности, нахождению эффективных решений в сложных условиях конкурентной борьбы.

Вопросы, соответствующие компетенции – «коммуникативный» 2 «Я всегда рад присоединиться к большой компании, например, встретиться с друзьями, пойти с ними погулять, принять участие в интересном общественном мероприятии» 2 «Я всегда рад присоединиться к большой компании, например, встретиться с друзьями, пойти с ними погулять, принять участие в интересном общественном мероприятии» 8 «Вызывает ли у тебя трудность выступление перед большой аудиторией?» 8 «Вызывает ли у тебя трудность выступление перед большой аудиторией?» 14 «Приехав в детский лагерь, легко ли ты знакомишься с незнакомыми ребятами?» 14 «Приехав в детский лагерь, легко ли ты знакомишься с незнакомыми ребятами?» 20 «Можешь ли ты организовать игру, работу в коллективе?» 20 «Можешь ли ты организовать игру, работу в коллективе?» 26 «Вашему классу поручили дело – посадить дерево около школы, твои действия?» 26 «Вашему классу поручили дело – посадить дерево около школы, твои действия?»

Духовные компетенции предполагают формирование у молодого человека смысложизненных духовных ориентаций, потребностей к освоению и производству ценностей культуры, соблюдение общечеловеческих норм гуманистической морали, интеллигентности и образа мысли российского гражданина. Духовные компетенции предполагают формирование у молодого человека смысложизненных духовных ориентаций, потребностей к освоению и производству ценностей культуры, соблюдение общечеловеческих норм гуманистической морали, интеллигентности и образа мысли российского гражданина.

Вопросы, соответствующие компетенции – «духовный» 3 «Если ты обещаешь родителям или другу выполнить какое-либо, но у тебя возникают затруднения, то ты…» 3 «Если ты обещаешь родителям или другу выполнить какое-либо, но у тебя возникают затруднения, то ты…» 9 «Если родители обещают купить тебе обновку, но у них возникают материальные затруднения, то ты…» 9 «Если родители обещают купить тебе обновку, но у них возникают материальные затруднения, то ты…» 15 «Как ты ведешь себя при посторонних людях в общественных местах?» 15 «Как ты ведешь себя при посторонних людях в общественных местах?» 21 «Тебя учитель просит выполнить общественное поручение, которое для тебя кажется невыполнимым…» 21 «Тебя учитель просит выполнить общественное поручение, которое для тебя кажется невыполнимым…» 27 «Если тебе сказали, что твой друг нечестно ведет себя по отношению к тебе, то ты…» 27 «Если тебе сказали, что твой друг нечестно ведет себя по отношению к тебе, то ты…»

Толерантные компетенции связаны с воспитанием у молодежи плюрализма мнений, подходов, различных идей для решения одних и тех же проблем; терпимости к мнениям других людей, учета их интересов, терпимости к инакомыслию и другим культурам, другому образу жизни, поведению людей, не укладывающемуся в рамки повседневного опыта, но не выходящему за рамки требований законов.

Вопросы, соответствующие компетенции – «толерантный» 4 «Культура России богата, потому что, Россия многонациональная страна, считаешь ли ты это утверждение абсолютно верным…» 4 «Культура России богата, потому что, Россия многонациональная страна, считаешь ли ты это утверждение абсолютно верным…» 10 «Ты зашел в кафе пообедать. Есть свободное место за столиком, где сидит человек другой расы. Твои действия, ты останешься в кафе обедать?» 10 «Ты зашел в кафе пообедать. Есть свободное место за столиком, где сидит человек другой расы. Твои действия, ты останешься в кафе обедать?» 16 Если бы к вам в класс пришли новички-беженцы из других регионов, как бы ты к ним отнёсся…» 16 Если бы к вам в класс пришли новички-беженцы из других регионов, как бы ты к ним отнёсся…» 22 «Мне трудно представить, что моим другом может стать человек другой веры…» 22 «Мне трудно представить, что моим другом может стать человек другой веры…» 28 «Одноклассник пришел к тебе в гости неряшливо одет. Это тебя раздражает?» 28 «Одноклассник пришел к тебе в гости неряшливо одет. Это тебя раздражает?»

Креативные компетенции предполагают проявление своих индивидуальных особенностей в полной мере, ориентирование на собственные интересы и потребности, формирование способности не только выжить, но и проявить творческую активность; способность учиться на протяжении жизни, в контексте профессиональной, так и социальной жизни. Креативные компетенции предполагают проявление своих индивидуальных особенностей в полной мере, ориентирование на собственные интересы и потребности, формирование способности не только выжить, но и проявить творческую активность; способность учиться на протяжении жизни, в контексте профессиональной, так и социальной жизни.

Вопросы, соответствующие компетенции – «креативный» 5 «Занимаешься ли ты какой-нибудь творческой деятельностью (посещаешь художественную, танцевальную, театральную студию и.т.д.)» 5 «Занимаешься ли ты какой-нибудь творческой деятельностью (посещаешь художественную, танцевальную, театральную студию и.т.д.)» 11 «Стараешься ли ты украсить свою комнату, сделать ее более уютной?» 11 «Стараешься ли ты украсить свою комнату, сделать ее более уютной?» 17 «В свободное время ты пошел бы…» 17 «В свободное время ты пошел бы…» 23 «Есть ли у тебя любимый писатель, поэт, художник, композитор?» 23 «Есть ли у тебя любимый писатель, поэт, художник, композитор?» 29 «Нравиться тебе читать в книгах художественные описания пейзажей, явлений природы, переживания героев?» 29 «Нравиться тебе читать в книгах художественные описания пейзажей, явлений природы, переживания героев?»

Трудовые компетенции связаны с воспитанием потребности в труде как первой жизненной необходимости, высшей жизненной ценности и главном способе достижения жизненного успеха, целеустремленности и предприимчивости, конк у рентоспособности во всех сферах жизнедеятельности. Трудовые компетенции связаны с воспитанием потребности в труде как первой жизненной необходимости, высшей жизненной ценности и главном способе достижения жизненного успеха, целеустремленности и предприимчивости, конк у рентоспособности во всех сферах жизнедеятельности.

Вопросы, соответствующие компетенции – «трудовой» 6 «Есть ли у тебя постоянные обязанности по дому?» 6 «Есть ли у тебя постоянные обязанности по дому?» 12 «Если в школе какой-либо предмет дается тебе с трудом, то ты…» 12 «Если в школе какой-либо предмет дается тебе с трудом, то ты…» 18 «Доводишь ли ты любое дело до конца?» 18 «Доводишь ли ты любое дело до конца?» 24 «Если твоя семья ждет прихода гостей (идет уборка комнат, готовиться угощение), то ты…» 24 «Если твоя семья ждет прихода гостей (идет уборка комнат, готовиться угощение), то ты…» 30 «Ты пришел на уборку школы, и видишь, что все уже трудятся. Что ты сделаешь?» 30 «Ты пришел на уборку школы, и видишь, что все уже трудятся. Что ты сделаешь?»

Ранжирование компетенций у пятиклассников общеобразовательных школ «гуманный» - 44,4%; «гуманный» - 44,4%; «трудовой» - 40,6%; «трудовой» - 40,6%; «креативный» - 20,1%; «креативный» - 20,1%; «духовный» - 17,5%; «духовный» - 17,5%; «коммуникативный» - 15%; «коммуникативный» - 15%; «толерантный» - 14,4%. «толерантный» - 14,4%.

Ранжирование компетенций у пятиклассников лицеев и гимназий «гуманный» - 55,6% «гуманный» - 55,6% «трудовой» - 46,3% «трудовой» - 46,3% «толерантный» - 17,6% «толерантный» - 17,6% «креативный» и «духовный» - 16,7% «креативный» и «духовный» - 16,7% «коммуникативный» - 16,5% «коммуникативный» - 16,5%

Две преобладающие компетенции, чаще всего встречающиеся у пятиклассников «гуманный, трудовой» «гуманный, трудовой» «гуманный, духовный» «гуманный, духовный» «креативный, трудовой» «креативный, трудовой» «духовный, трудовой» «духовный, трудовой» «гуманный, толерантный» «гуманный, толерантный» «толерантный, трудовой» «толерантный, трудовой»

Три преобладающие компетенции, встречающиеся у пятиклассников «гуманный», «толерантный», «трудовой» «гуманный», «толерантный», «трудовой» «гуманный», «креативный», «трудовой» «гуманный», «креативный», «трудовой» «гуманный», «духовный», «трудовой» «гуманный», «духовный», «трудовой»

«Возраст – это конкретная относительно ограниченная во времени ступень психического развития. Она характеризуется совокупностью закономерных физиологических и психических изменений, не связанных с индивидуальными различиями, являющимися общими для всех нормально развивающихся людей (поэтому они называются «типологическими»). Для каждого возраста существует своя специфическая социальная ситуация развития, т.е. определенное соотношение условий социальной сферы и внутренних условий формирования личности. Взаимодействие внешних и внутренних факторов порождает типичные психологические особенности для людей одного возраста» «Возраст – это конкретная относительно ограниченная во времени ступень психического развития. Она характеризуется совокупностью закономерных физиологических и психических изменений, не связанных с индивидуальными различиями, являющимися общими для всех нормально развивающихся людей (поэтому они называются «типологическими»). Для каждого возраста существует своя специфическая социальная ситуация развития, т.е. определенное соотношение условий социальной сферы и внутренних условий формирования личности. Взаимодействие внешних и внутренних факторов порождает типичные психологические особенности для людей одного возраста» психологический справочник учителя

Характеристика типичного младшего подростка Ведущие потребности возраста: Главная потребность, постепенно выходящая на первый план, потребность быть, казаться взрослым. Ребенок начинает отождествлять себя с самостоятельностью, независимостью от взрослых в общении, самостоятельной реализацией своих интересов. Главная потребность, постепенно выходящая на первый план, потребность быть, казаться взрослым. Ребенок начинает отождествлять себя с самостоятельностью, независимостью от взрослых в общении, самостоятельной реализацией своих интересов. Образ Я: Сфера развития образа Я – восприятие себя как ценного, любимого товарищами, родителями, ожидание подкрепления сложившегося самовосприятия в товарищеской, родительской и учительской средах. Сфера развития образа Я – восприятие себя как ценного, любимого товарищами, родителями, ожидание подкрепления сложившегося самовосприятия в товарищеской, родительской и учительской средах.

Характеристика типичного младшего подростка Деятельность: Начало интенсивной дифференциации значимой деятельности – от учения и общественных деяний до бродяжничества и мелких антисоциальных свершений. Поиск деятельности, где ребенок успешен. Привлекательны разнообразие и эмоциональность в совместной деятельности, создающей возможности самоутверждения, признания в глазах сверстников и групповой идентификации («Мы 5 «Б» - не такие, как 5 «А»). Начало интенсивной дифференциации значимой деятельности – от учения и общественных деяний до бродяжничества и мелких антисоциальных свершений. Поиск деятельности, где ребенок успешен. Привлекательны разнообразие и эмоциональность в совместной деятельности, создающей возможности самоутверждения, признания в глазах сверстников и групповой идентификации («Мы 5 «Б» - не такие, как 5 «А»). Групповое общение: Обострение разделения групп общения по признаку пола. Развитие мотивации общения от «быть вместе» до стремления к признанию в группе. Обострение разделения групп общения по признаку пола. Развитие мотивации общения от «быть вместе» до стремления к признанию в группе.

Характеристика типичного младшего подростка Ожидание от учителя, воспитателя: Справедливости, умения удивить тем, что цениться в данном возрасте, организации интересной деятельности. Справедливости, умения удивить тем, что цениться в данном возрасте, организации интересной деятельности. Потенциалы личностного развития: Социальность в качестве умения товарищеского общения, потребности и умения демократически организовывать совместную деятельность. Социальность в качестве умения товарищеского общения, потребности и умения демократически организовывать совместную деятельность. Индивидуальность – развитие интереса к своему Я как субъекту деятельности и общения. Индивидуальность – развитие интереса к своему Я как субъекту деятельности и общения.