Изучение товара Направления изучения товара Оценка конкурентоспособности товара; Оценка конкурентоспособности товара; Оценка перспектив товара с точки зрения концепции жизненного цикла товара; Оценка перспектив товара с точки зрения концепции жизненного цикла товара; Инновации в товарной политике (разработка новых товаров и оценка их привлекательности). Инновации в товарной политике (разработка новых товаров и оценка их привлекательности). Требования к оценке конкурентоспособности товара привязка к конкретному целевому рынку; привязка к конкретному целевому рынку; учет временного фактора (с течением времени конкурентоспособность может изменяться); учет временного фактора (с течением времени конкурентоспособность может изменяться); относительное постоянство набора факторов конкурентоспособности; относительное постоянство набора факторов конкурентоспособности; значимость отдельных факторов конкурентоспособности изменяется в зависимости от условий рынка, времени, моды и других составляющих; значимость отдельных факторов конкурентоспособности изменяется в зависимости от условий рынка, времени, моды и других составляющих; сопоставимость в оценке конкурентоспособности (использование одного и того же набора факторов конкурентоспособности, единиц измерения, коэффициентов значимости и других параметров); сопоставимость в оценке конкурентоспособности (использование одного и того же набора факторов конкурентоспособности, единиц измерения, коэффициентов значимости и других параметров); эффективность товара (при прочих равных условиях более конкурентоспособным будет товар, для которого справедливо отношение: {эффект от использования товара / затраты на приобретение и использование товара MAX}). эффективность товара (при прочих равных условиях более конкурентоспособным будет товар, для которого справедливо отношение: {эффект от использования товара / затраты на приобретение и использование товара MAX}).
Изучение товара Некоторые методы оценки конкурентоспособности товара 1. Определение интегрированного показателя качества и коэффициента превосходства одного товара над другим. 2. Определение конкурентоспособности товара и оптимального уровня цен на товар при заданном соотношении качественных параметров. 3. Проведение сравнительного анализа технико-экономических параметров товаров, среднего стандарта рынка и товаров конкурентов. Оценка привлекательности нового товара Для оценки привлекательности новых товаров в потребительской среде, созданный товар проходит серию испытаний: Для оценки привлекательности новых товаров в потребительской среде, созданный товар проходит серию испытаний: 1. Функциональные испытания. 2. Дилерские испытания. 3. Испытания на потребителях
Изучение товара Основные методы испытаний нового товара в среде конечных потребителей 1. Метод простого рейтинга; 2. Метод парного сравнения; 3. Метод монадического рейтинга; 4. Рыночные тесты: волновое исследование продаж; волновое исследование продаж; имитационное рыночное тестирование; имитационное рыночное тестирование; управляемый пробный маркетинг; управляемый пробный маркетинг; пробные тестовые рынки. пробные тестовые рынки. Основные методы испытаний нового товара в среде индустриальных потребителей 1. Поставка товаров на испытательную площадку потребителя; 2. Участие в отраслевых выставках; 3. Размещение товара в демонстрационных залах дистрибьюторов.
Изучение потребителей Изучение характеристик потребителей (экономические, социально-культурные, демографические, психографические, национальные, расовые и другие важные характеристики); Изучение характеристик потребителей (экономические, социально-культурные, демографические, психографические, национальные, расовые и другие важные характеристики); Установление требований покупателей к характеристикам товара, ценам, сервисному обслуживанию и другим маркетинговым составляющим; Установление требований покупателей к характеристикам товара, ценам, сервисному обслуживанию и другим маркетинговым составляющим; Исследование модели поведения потребителя на рынке и особенностей принятия решений о покупке потребителем. Исследование модели поведения потребителя на рынке и особенностей принятия решений о покупке потребителем.
Оценка потенциальных возможностей предприятия и его конкурентоспособности Некоторые способы оценки потенциальных возможностей предприятия: 1. Используют полный набор критериев и показателей, которые позволяют оценить предприятие, как финансовую и хозяйственную единицу. Для этого рассчитывают показатели: ликвидности; ликвидности; деловой активности; деловой активности; рентабельности; рентабельности; структуры капитала; структуры капитала; рыночной активности предприятия. рыночной активности предприятия. 2. Используют экспресс методику оценки предприятия, как финансовой и хозяйственной единицы. Для этого анализируют: капитал; капитал; инвестиции; инвестиции; количественные показателей деятельности; количественные показателей деятельности; затраты; затраты; эффективность деятельности; эффективность деятельности; финансовую устойчивость; финансовую устойчивость; структуру капитала; структуру капитала; направления формирования и использования средств. направления формирования и использования средств.
Оценка конкурентоспособности предприятия Понятие конкурентоспособности предприятия Конкурентоспособность предприятия есть его интегральная характеристика, за определенный промежуток времени в условиях конкретного рынка, отражающая его способность функционировать в бескризисном режиме и определяющая его положение по отношению к прямым конкурентам по трем составляющим его внутреннего потенциала – финансовому, производственно- кадровому и маркетинговому. Конкурентоспособность предприятия есть его интегральная характеристика, за определенный промежуток времени в условиях конкретного рынка, отражающая его способность функционировать в бескризисном режиме и определяющая его положение по отношению к прямым конкурентам по трем составляющим его внутреннего потенциала – финансовому, производственно- кадровому и маркетинговому. Задачи, решаемые при оценке конкурентоспособности предприятия 1. Выявить прямых и косвенных конкурентов и определить их стратегию. Прямые конкуренты работают в тех же областях, что и исследуемое предприятие и предлагают на рынке аналогичный товар. 2. Определить цели конкурентов. Конкуренты могут преследовать те же цели, что и исследуемое предприятие или выбирать другие цели, надеясь отвоевать часть рынка. 3. Оценить сильные и слабые стороны конкурентов. 4. Оценить модель реакции конкурентов на усилия предприятия. Конкуренты могут медленно реагировать на действия анализируемого предприятия, выборочно реагировать на усилия соперников, могут быстро разрабатывать, и реализовывать контрмеры и при этом малейшие изменения стратегии анализируемого предприятия будут приводить к мгновенной ответной реакции, поведение конкурента может характеризоваться непредсказуемостью. 5. Выбрать направления наступления на конкурентов и установить равновесие в ориентации на покупателя и конкурентов.
Требования к маркетинговым исследованиям Исследование должно основываться на научном подходе и быть объективным; Исследование должно основываться на научном подходе и быть объективным; В исследовании указывается степень погрешности; В исследовании указывается степень погрешности; Исследование – это творческий процесс, поэтому и исследователь должен быть творческой личностью; Исследование – это творческий процесс, поэтому и исследователь должен быть творческой личностью; Профессиональное исследование имеет непрерывный характер. Профессиональное исследование имеет непрерывный характер.
Вопросы для обсуждения по теме «Социально-экономическая сущность, виды и направления маркетинговых исследований» 1. Приведите примеры трактовки термина маркетинговые исследования различными авторами? В чем сходства и различия этих трактовок? 2. Что представляет собой объект и предмет маркетинговых исследований? 3. Какие виды маркетинговых исследований предлагают выделять специалисты в области маркетинговых исследований? Чем отличаются различные классификации маркетинговых исследований? В чем их сходство? 4. Какие направления маркетинговых исследований Вам известны? Приведите их краткую характеристику. 5. Охарактеризуйте направления рыночных исследований. 6. Приведите примеры рыночных исследований, которые проведены российскими предприятиями или компаниями Приморского края. 7. Какие элементы необходимо изучать при проведении исследований потенциальных возможностей организации? 8. Приведите примеры исследования потенциальных возможностей компании, которые проведены российскими предприятиями или компаниями Приморского края. 9. Какие требования предъявляются к проведению маркетинговых исследований? Охарактеризуйте их.
Рекомендуемая литература по теме «Социально-экономическая сущность, виды и направления маркетинговых исследований» ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Аакер, Д. Маркетинговые исследования / Д. Аакер, В. Кумар, Дж. Дэй. – СПб.: Питер, – 848 с. 2. Анурин, В. Маркетинговые исследования потребительского рынка / В.Анурин, И. Муромкина, Е.Евтушенко. – СПб.: Питер, с. 3. Божук, С.Г. Маркетинговые исследования / С.Г. Божук. – СПб.: Питер, – 325 с. 4. Гелберт А. Черчилль. Маркетинговые исследования. СПб.: изд-во Питер, с. 5. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология, практика / Е.П. Голубков. - М.: Изд-во «ДИС», с. 6. Коротков, А.В. Маркетинговые исследования / А.В. Коротков. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, – 304 с. 7. Крылова, Г.Д. Маркетинг. Теория и практика / Г.Д. Крылова, М.И. Соколова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, – 655 с. 8. Ламбен, Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Ж.-Ж. Ламбен. – СПб.: Питер, с. 9. Малхотра, Н.К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство / Н.К. Малхотра. - М.: Издательский дом «Вильямс», с.
Рекомендуемая литература по теме «Социально-экономическая сущность, виды и направления маркетинговых исследований» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Беляевский, И. Маркетинговые исследования: информация, анализ, прогноз / И. Беляевский. – М.: Финансы и статистика, с. 2. Березин, И. Практика исследования рынков / И. Березин. - М.: Бератор- Пресс, – 376 с. 3. Виданов, Н.В. Маркетинговое исследование в рамках управления ассортиментом продукта // Маркетинг и маркетинговые исследования С Дейан, А. Изучение рынка / Пер с фр. Под ред. С.Г. Божук. – СПб: издательский дом «Нева», с. 5. Маркетинг / под ред. В.И. Видяпина. – СПб.: Питер, – 1131 с. 6. Маслова, Т. Маркетинг / Т.Д. Маслова, С.Г. Божук, Л.Н. Ковалик - СПб.:Питер, с. 7. Панкрухин, А.П. Маркетинг / А.П. Панкрухин. – М.: Омега-Л, – 656 с. 8. Сурков, С.А. Социально-психологические аспекты маркетинговых исследований // Маркетинг и маркетинговые исследования. – (42). - С Токарев, Б.Е. Маркетинговые исследования / Б.Токарев. - М.: Издательство «Экономистъ», с.