Международное исследование математической и естественно- научной подготовки учащихся
Международное сравнительное мониторинговое исследование качества математической и естественно- научной подготовки учащихся. Оцениваются образовательные достижения учащихся 4 и 8 классов. Изучаются факторы, связанные с характеристиками образовательных учреждений, учителей, учащихся и их семей. Проводится с 1995 года, каждые 4 года. Россия: 8 класс - с 1995 г., 4 класс – с 2003 г. TIMSS-2011 – более учащихся из 63 стран мира Естествознание 4 класс – 50 стран Естествознание 8 класс – 42 страны
412 образовательных учреждений, 50 регионов страны: Начальная школа – 202 ОУ, учеников 4 классов. Основная школа – 210 ОУ, ученика 8 классов. Тест TIMSS состоит из четырех блоков заданий: два по математике и два по естествознанию. В каждом варианте теста: для учащихся 4 класса было 44–50 заданий по математике и естествознанию, для учащихся 8 класса – 55–60 заданий по математике и естествознанию. На выполнение всего теста давалось: 72 мин. c перерывом в 4 классе 90 мин. c перерывом в 8 классе.
Умения и виды учебно-познавательной деятельности 4 класс8 класс Фактические знания (знание фактов и процедур)40%35% Применение. Концептуальное понимание, использование понятий. 40%35% Рассуждение. Установление причинно- следственных связей и анализ (включая оценку и решение проблем) 20%30% Содержательные области4 класс8 класс Биология45%35% Физика35%25% Химия-20% География20%
РФ – 552 балла. Выше – Республика Корея, Сингапур, Финляндия. Нет различий в результатах – Япония и Тайвань. Ниже – 44 страны. Существенный рост результатов РФ по сравнению с предыдущим этапом – 26 баллов.
РФ – 542 балла. Выше – Сингапур, Тайвань, Республика Корея, Япония и Финляндия. Нет различий в результатах – Словения, Гонконг и Англия Ниже – 33 страны. Существенный рост результатов РФ по сравнению с предыдущим этапом – 28 баллов.
4 класс 8 класс
8 класс. 120 классов из 229 набрали < 543 баллов 4 класс. 101 классов из 209 набрали < 552 баллов
Стаж работы, 4 класс Стаж работы, естествознание, 8 класс
Наличие компьютеров, естествознание, 4 класс
Необходимо рассмотреть вопрос о коррекции содержания предметов естественнонаучного цикла: А. Пересмотреть исторически сложившееся содержание естествознания в начальной школе в сторону усиления вопросов, связанных с элементами физико-химических и географических знаний. ( В начальной школе раздел «Естествознание» предмета окружающий мир существенно меньше, чем «международная программа». Отсутствуют блоки – наследственность, геологическая история Земли, физические науки). Б. Содержание систематических естественнонаучных курсов в основной школе нуждается в разгрузке фактического материала, а учебно-методические комплекты – в наполнении заданиями, базирующимися на контексте реальных жизненных ситуаций, и требующими для выполнения достаточно сложных видов учебной деятельности, в том числе проектной и учебно- исследовательской. (Превышение номенклатуры фактического материала)
Анализ результатов исследования TIMSS показывает, что наблюдаются дефициты в области формирования методологических умений. А. Необходимо увеличение практической части естественнонаучных курсов, увеличения учебного времени на проведение учащимися различных исследований на реальном оборудовании, обновлении учебного оборудования для фронтального эксперимента. Б. Целесообразно ввести в учебно-методические комплекты по окружающему миру систему лабораторных ученических опытов, направленных на формирование умения самостоятельно проводить простейшие наблюдения и опыты. В. Рекомендовать включить в контрольные измерительные материалы ГИА по химии и биологии экспериментальные задания на реальном оборудовании