Нейролингвистическая и нейропсихологическая диагностика высших психических функций младших школьников Составитель: учитель-логопед Гроздова И. Н.
Нейролингвистика, часть нейропсихологии занимающаяся изучением и восстановлением нарушенных языковых навыков и умений, т. е. изучающая психолингвистические аспекты афазии Нейропсихология, отрасль психологии, изучающая мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга
Нейролингвистическое обследование 1 Исследование слухоречевой памяти 2 Исследование зрительной памяти 3 Исследование двигательной памяти 4 Исследование мыслительных способностей 5 Исследование способностей восприятия 6 Исследование речи
Исследование слухоречевой памяти - слова в группах сходны по звучанию -слова в группах относятся к одному родовому понятию -заучивание серии слов с последующим выполнением задания по объединению их в рассказ
Исследование зрительной памяти Запоминание серии фигур в заданном порядке:
Запоминание двух групп по три фигуры с последующим воспроизведением каждой тройки: Фигуры в группах имеют общий признак:
Исследование двигательной памяти Включает тесты на показ направления стрелок в сопровождении с речью и без нее
Исследование мыслительных способностей 1 Воспроизведение цепочек цифр в прямом и обратном порядке, а также воспроизведение слов по звукам в обратном порядке. 2 Повторение серии ритмических рисунков //, ///, ////, // //, // // // //, /// ///. //// ////. /. ///, ///, ///, // // // //, /// ///. ////
Исследование способностей восприятия Определяет ведущее полушарие мозга, межполушарные особенности запоминания и воспроизведения графического материала
Заключение Осуществление целенаправленного психолого-медико –педагогического сопровождения детей Индивидуальный маршрут обучения ребенка Проводить коррекционную работу с учетом сохранных анализаторов Рекомендации родителям и учителям
Литература 1. Астахова Т. В. Коррекция оптических и моторных нарушений письма у младших школьников с использованием изобразительных средств. М., Забрамная С. Д., Костенкова Ю. А. Развивающие занятия с детьми. М., Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М Фотекова Т. А. Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. М., Добровольская Н.А., учитель - логопед школы 143 Нейролингвистическая и нейропсихологическая диагностика трудностей развития речи и обучения младших школьников.