Тема 1. Парадигмы, теории, понятийный аппарат в социальном исследовании 1. Парадигма и теория 2. Исследование в социальной сфере, его уровни и виды 3.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Внимательно прочтите вопрос и варианты ответов на него. Выберите из предложенных вариантов один или несколько верных и впишите номер/а выбранных вами ответов.
Advertisements

Методология, методы и логика педагогического исследования Понятие о методологии, уровнях методологического знания, методологических принципах педагогики.
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. 1.Объект и предмет социологии. 2.Специфика предмета социологии. 3.Место социологии в системе научного знания. 4.Структура социологии.
Лекция 3 Методология научных исследований План Понятия, сущность методологии Структура и принципы методологического аппарата.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Лекция 3. Методы этносоциологических исследований.
Конкретное социологическое исследование – основа прикладной социологии 1 Понятие о конкретном социологическом исследовании 2 Разновидности конкретного.
Уровни социологического знания Уровни социологического знания 1. Первичное обобщение эмпирических данных: Проведение эмпирических исследований в социальных.
МЕТОДОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИКЕ Выполнила : магистранты II курса группы СВ ( б ) Каныбекова Алтынай К. Шейшеев Стамбек К. Проверил : Куватбеков Каныбек.
Тема 2. Принципы и методы научного познания в социально- экономической географии.
Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности ( энциклопедический словарь). Методология – система принципов.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
Тема: НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ ВОПРОСЫ: 1. Специфика научного знания. 2. Основные тенденции развития современного научного познания. 3. Эмпирический и теоретический.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
УРОВНИ И ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Выполнила : Безъязыкова Екатерина ЮЮ БМО.
Сущность понятия «научное исследование» РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЛЮБЕРЦЫ 2017.
ТЕОРЕТИКО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПОЛОЖЕНИЯ И ОЦЕНКИ МОЛОДЕЖИ.
План 1) Виды социологического исследования ; 2) Программа и план исследования ; 3) Методы сбора социологической информации.
Кафедра криминологии. Криминология Тема 10. Организация и методика проведения криминологических исследований лекция (2 часа) Авторы: к.ю.н. Глухова А.А.,
Транксрипт:

Тема 1. Парадигмы, теории, понятийный аппарат в социальном исследовании 1. Парадигма и теория 2. Исследование в социальной сфере, его уровни и виды 3. Понятие социального факта 4. Понятие методологии и метода

1. Парадигма и теория Парадигма – образец, тип, модель – понятие современной науки, означающее особый способ организации научного знания, задающий то или иное видение мира и соответственно образцы или модели постановки и решения исследовательских задач. Парадигма «признанное научным сообществом научное достижение, в течение определенного времени являющее собой модель постановки проблем и их решений[1]».[1] Смена парадигмы рассматривается как научная революция (например в социологии: структурный функционализм, символический интеракционизм, бихевиоризм и др.). [1] Термин введен Томасом Сэмюэлом Куном в 1962(см. Кун Т., Структура научных революций, пер. с англ., М., 1975, с.11) – американским историком, философом науки. [1]

1. Парадигма и теория Теория – учение, система идей или принципов. Теория – комплекс взглядов, представлений, идей, направленный на истолкование и объяснение какого-либо явления; высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенное области действительности.

1. Парадигма и теория Примеры социальных теорий: Теория конвергенции – современная концепция современной социологии, политологии и политэкономии. Суть ее – в доказательстве тезиса о преобладающей тенденции сближения капитализма и социализма, в результате которого возникающее «смешанное» общество будет сочетать в себе позитивные черты капитализма и социализма. Теория человеческих отношений – социологическая концепция принципов и методов управления в организациях, система морально-психологического стимулирования работников к повышению производительности труда. Специальные социологические теории – концепции, объясняющие функционирование и развитие частных социальных процессов; области социологического знания, предмет исследования которых – относительно самостоятельные сферы социальной жизни.

2. Исследование в социальной сфере, его уровни и виды Исследование в социальной сфере – особый вид научной практики, деятельность, специально организованная для получения и построения научного знания об изучаемом социальном объекте. Уровни исследования в социальной сфере: 1. Теоретический. Уровень научного знания, на котором осуществляется поиск общего у ряда единичных явлений, вскрываются законы, по которым возникают, функционируют, развиваются исследуемые явления. Т.е. это уровень исследования основной задачей которого является разработка и проверка социальных теорий. 2. Эмпирический. Уровень научного знания, комплекс исследований, где особую роль играют разработка программы исследования в социальной сфере, его организации, методы и техника сбора, обработки и анализа полученной социальной информации.

2. Исследование в социальной сфере, его уровни и виды Виды исследований: 1. По характеру исследовательских задач (или теоретическому уровню): фундаментальные (теоретические) – направлены на познание социальных закономерностей, проводятся с целью выработки путей совершенствования конкретных социальных объектов, применения законов к конкретным условиям; комплексные (теоретико-прикладные) – носят эмпирический характер, являются конкретными. 2. По типу логической задачи: поисковые (разведывательные) – осуществляют поиск исследовательских проблем; пилотажные – опробуется методика и инструментарий; описательные или аналитические – описываются структурные элементы объектов; экспериментальные – выявляются причинно-следственные связи в объекте; проектно-конструкторские – составляются прогнозы, проекты, программы совершенствования объектов.

2. Исследование в социальной сфере, его уровни и виды 3. По отношению к объекту исследования: монографические – изучается объект как представитель класса ему подобных, сравнительные – сравниваются разные объекты или один и тот же объект в разное время; панельные – разновидность сравнительных, но с неизменной выборкой; трендовые (повторные) – изучение того же объекта без сохранения прежней выборки. 4. По срокам проведения: долгосрочные – 3-5 летняя комплексная программа; среднесрочные – 1,5-2 года, с анализом отдельных проблем; краткосрочные – от 2 до 6 месяцев с анализом локальных проблем; экспресс- исследования – до месяца, с получением локальной информации по стандартизированной методике.

3. Понятие социального факта Социальный факт – событие, имевшее место в определенное время, при определенных условиях независимо от наблюдений исследователей или иных субъектов; событие, описанное в четких понятиях с указанием специфики социальной ситуации, в которой оно имело место. Понятие было введено Э.Дюркгеймом, который разделил социальные факты на морфологические – материальный субстрат общества (например, плотность населения) и нематериальные – компоненты коллективных представлений, имеющие надындивидуальное социально- культурное значение.

3. Понятие социального факта Разновидности социальных фактов: 1. Совокупные, систематизированные характеристики массового поведения. 2. Совокупные, систематизированные характеристики массового сознания – мнения, оценки, суждения, верования и т.п. 3. Совокупные, обобщенные характеристики продуктов человеческой деятельности, материально и духовной. 4. Отдельные события, случаи, состояния социального взаимодействия, подлежащие интерпретации с позиций деятельности субъекта.

3. Понятие социального факта Закон больших чисел (В.С.Немчинов) – это «общий принцип, в силу которого совокупное действие большого числа индивидуальных причин и условий, содержащих в себе элементы случайного характера, при некоторых весьма общих условиях приводит к результату, почти независящему от случая» Статистический факт – типические сводные числовые характеристики, основанные на специально организованном массовом наблюдении социальных явлений.

3. Понятие социального факта Последовательность операций по установлению социального факта: 1. Общая предпосылка обоснованности фактуального базиса – фундаментальные представления о социальной и природной действительности. 2. Состояние и разработанность социальной теории – система уже достигнутого научного знания об объектах исследования, исходя из которой и путем сопоставления с новым, еще не систематизированными наблюдениями выдвигаются гипотезы относительно неисследованных социальных явлений и процессов. 3. Процедурный – система знаний о методах и технических приемах исследования, обеспечивающих надежную и устойчивую фактуальную информацию.

4. Понятие методологии и метода Методология науки – это дисциплина, изучающая и технические, «процедурные» вопросы организации исследования, и более общие вопросы обоснованности используемых методов, достоверности наблюдений, критериев подтверждения или опровержения научных теорий. Структурные элементы методологического аппарата науки: 1) принципы организации и проведения исследования; 2) способы определения стратегии исследования; 3) тактические средства методологического анализа (методы исследования); 4) понятийно-категориальный аппарат исследования (определение проблемы, объекта, предмета, гипотезы, цели, задач и т.д.); 5) требования к результатам исследования (актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость).

4. Понятие методологии и метода Методологические принципы научного исследования: 1) принцип объективности; 2) учет непрерывного изменения, развития исследуе­ мых элементов; 3) принцип единства логического и исторического; 4) системность изучения процесса; 5) принцип восхождения от абстрактного к конкретно­му и от конкретного к абстрактному.

4. Понятие методологии и метода Основные уровни методологического анализа: 1) всеобщая научная методология – методы поиска наиболее общих подходов к изучению предмета; 2) методологии различных областей знания, в том числе и общая методология исследования в социальной сфере – дает указания относительно принципиальных основ разработки частных социологических теорий в соотнесении с их фактуальным базисом; 3) специальная (частная) методология – содержит особые методологические функции, выступая в качестве прикладной логики исследования данной предметной области.

4. Понятие методологии и метода Метод – основной способ сбора, обработки и анализа данных. Техника – совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода. Методика – совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Процедура – последовательность всех операций, общая система действий и способов организации исследования.

4. Понятие методологии и метода Метод исследования в социальной сфере – совокупность построения и обоснования научного знания об обществе; совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности. Первичные методы исследования в социальной сфере (методы и техники сбора первичной информации): 1) наблюдение, 2) методы анализа документов, 3) методы опроса, 4) социометрии и др. Вторичные методы социологического исследования (методы и техника обработки и анализа исходных данных): 1) описание и классификация; 2) типологизация; 3) статистический анализ; 4) экспериментальный анализ (реальный и мысленный эксперименты); 5) системный анализ; 6) генетический или исторический анализ; 7) социальное моделирование.