Маркетинговые исследования
Маркетинговое исследование представляет собой вид исследовательской деятельности, который призванной удовлетворять информационные потребности маркетинга. Одним из базовых требований маркетинга является обеспечение «прозрачности» рынка и «предсказуемости» его развития.
Разграничения между понятиями маркетинговое исследование и исследование рынка
Разграничения понятий, относящихся к маркетинговому исследованию
Маркетинговое исследование состоит из сбора и обработки, а также хранения информации о рыночных процессах и явлениях. Оно включает анализ собранных материалов, получение теоретически обоснованных адекватных действительности выводов и, наконец, прогноз дальнейшего развития. В процессе маркетингового исследования создается информационно-аналитическая база для принятия маркетинговых решений в условиях конкуренции. Маркетинг связывает деятельность фирмы, элементы ее внешней и внутренней среды системой коммуникационных каналов.
Информация, которую необходимо получить в ходе маркетингового исследования должна раскрывать : –ресурсы потенциального рынка с точки зрения покупателей, объем продаж, общая стоимость продаж; –покупательский спрос, запросы и потребности потребителей; –характеристику потенциальных потребностей; –территориальное (географическое) размещение рынка; –данные о конкурентах (доли конкурентов на рынке, ценовая политика, их рекламно-пропагандистские средства и т.д.); –общие рыночные условия (налоги, законы и т.д.).
Значение информации
Место маркетингового исследования в маркетинге
Методы маркетингового исследования
Приступая к маркетинговому исследованию, предприятие должно ответить на ряд вопросов Маркетинговые исследования могут быть разделены на две большие группы: целевые и текущие, что обусловлено регулярностью их проведения. О ком? или О чем? (объект исследования) Что? (хотим узнать) Для чего? (использование результатов) Когда? (получить результаты) Сколько стоит? (затраты) Насколько выгодно? (эффективность работы) Каким образом? (технология получения и форма представления результатов)
Текущие исследования проводятся с различной степенью регулярности. Их результаты используются в оперативной работе, а основное назначение состоит в определении текущей ситуации и выработке необходимых управленческих решений.
Этапы маркетингового исследования
7 Принципов МИ: научность, т.е. объяснение и предсказание изучаемых рыночных явлений и процессов на основе научных положений и объективно полученных данных, а также выявление закономерностей развития этих явлений и процессов; системность, т.е. выделение отдельных структурных элементов, составляющих явление, обнаружение иерархической связи и взаимоподчиненности;
комплексность, т.е. изучение явлений и процессов в их полноте, взаимосвязи и развитии; достоверность, т.е. получение адекватных данных за счет обеспечения научных принципов их сбора и обработки, исключение тенденциозности в оценках, тщательный контроль, использование компьютеров и созданных наукой инструментов исследования;
объективность, т.е. требование учитывать возможные погрешности измерителя того или иного явления, не подгонять факты под заранее определенную схему, быть осторожным в интерпретации фактов; инициативность, т.е. осуществление творческого подхода, проявление инициативы, поиск новых, нетрадиционных путей исследования: маркетинговому исследованию противопоказан консерватизм; эффективность, т.е. достижение выдвинутых целей, соизмерение результатов с затратами.
План и задачи маркетингового исследования ПЛАН МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Задание: цель и предмет исследования 2. Объект исследования 3. Конкретные методические указания по сбору информации 4. Разработочные таблицы, макеты группировок и алгоритмы расчетов 5. Время, отведенное на маркетинговое исследование АНАЛИЗ: варианты расчетов, моделей, графиков и т.д. Затраты на проведение маркетингового исследования
Схема разделов плана маркетингового исследования Маркетинговое исследование как единый процесс с единой целью и общим материальным обеспечением на определенной стадии распадается на два последовательных самостоятельных процесса: сбор информации и ее анализ.
Задачи маркетингового исследования 1. сбор, обработка, сводка и хранение информации; 2. анализ влияния глобальных сил и факторов макросреды маркетинга на деятельность фирмы и ее результаты; 3. оценка и анализ конъюнктуры рынка, расчет емкости рынка, характеристика и прогнозирование спроса, анализ его эластичности; 4. оценка собственных возможностей фирмы, ее потенциала и конкурентоспособности; 5. оценка возможностей и поведения конкурента; 6. анализ воздействия макросреды маркетинга; 7. анализ раздела рынка сбыта, оценка его доли, занимаемой фирмой, территориальный анализ рынка сбыта; 8. сертификация и тестирование качества товара и его конкурентоспособности, изучение реакции потребителей на новый или модифицированный товар; 9. изучение товарной номенклатуры и ассортимента, сдвигов в их структуре; 10. информационно-аналитическое обоснование сегментации рынка (группировка и структуризация потребителей); 11. информационно-аналитическое обеспечение разработки товара и регулирование его жизненного цикла; 12. информационно-аналитическое обеспечение разработки стратегии маркетинга; 13. информационно-аналитическое обеспечение стратегического и оперативного маркетингового планирования; 14. информационно-аналитическое обеспечение контроллинга; 15. информационно-аналитическое обеспечение ценообразования и регулирования цен; 16. учет и анализ товарооборота, товарных запасов, издержек обращения и прибыли в целом и по этапам ЖЦТ; 17. характеристика эффективности маркетинга и маркетингового исследования, оценка вклада фирмы в решение экологических проблем.
Типология организации маркетингового исследования
Turu-uuringute AS uuringute.ee/index.php?page=teenusedhttp:// uuringute.ee/index.php?page=teenused BOND UuringudBOND Uuringud Saar Poll
Структуры службы маркетингового исследования Круг обязанностей работников структуры жесткого типа четко определен контрактом, в мягких структурах обязанности работников определяются примерно и подчинены обстоятельствам. Соответственно организована и исследовательская деятельности маркетинга.
Принципы менеджмента в маркетинговом исследовании досконально знать теорию и практику маркетинга, все его приемы и формы деятельности; постоянно быть в курсе рыночной ситуации; уметь собирать информацию и владеть приемами ее обработки; работать на компьютере с прикладными пакетами программ; знать статистику, эконометрику, основы социометрии и квалиметрии; уметь делать и излагать выводы, полученные в результате анализа данных, и составлять обоснованные рекомендации; отвечать за свои оценки и прогнозы.
Маркетинговые фирмы на коммерческой основе выполняют для своих клиентов широкий круг работ. Например, по заказу частной корпорации или государственного учреждения, иногда по собственной инициативе, маркетинговая фирма: разрабатывает стратегию маркетинга; осуществляет анализ деловой активности и позиционирование товаров; оценивает и прогнозирует емкость рынка; выполняет анализ рыночных сегментов и их привлекательности; тестирует рынок и степень его новизны; оценивает ситуацию на конкурентном рынке; анализирует эффективности рекламы; осуществляет контроллинг; оказывает услуги по выбору целевого рынка и выполняет многие другие маркетинговые операции.
В специализированных маркетинговых компаниях выделяются три типа продажи результатов исследовательской деятельности: –фирмы, которые работают самостоятельно и независимо от пользователей их информационного продукта; они сами собирают сведения о рынках, потребителях, товарах, производственных и торговых предприятиях, после чего продают эту информацию любому клиенту по коммерческим расценкам; – фирмы, выполняющие конкретные исследования или разрабатывающие методологию исследования по заказу клиентов (клиент может участвовать в разработке собранных материалов; результаты исследования становятся собственностью клиента); –узкоспециализированные фирмы, которые выполняют определенную часть исследования, например, проводят единовременные опросы или осуществляют разовый пробный маркетинг по поручению клиентов.
Организация маркетингового исследования по функциональному признаку
Организация маркетингового исследования по матричному принципу
Организация маркетинговой (консалтинговой) фирмы
Л 2. ИНФОРМАЦИЯ В МАРКЕТИНГЕ И МАРКЕТИНГОВОМ ИССЛЕДОВАНИИ В основе маркетингового исследования лежит информация, т.е. получение необходимых знаний и сведений о рынке и рыночной деятельности. Маркетинговая информация относится к категории управленческих функций, необходимых для осуществления маркетинга. Отсутствие или неполнота информации о рыночных процессах и явлениях может стать непреодолимым препятствием для достижения коммерческого успеха.
Информационный процесс в маркетинге охватывает деятельность по сбору, обработке, сводке и хранению рыночных данных. Создание и использование информационного банка подчинено задачам управления маркетингового и имеет целью обеспечить знание рыночных процессов для принятия оптимальных решений. По словам отца кибернетики Н.Винера, управление фирмой есть процесс преобразования информации в действия. Информация представляет собой орудие конкурентной борьбы, обеспечивающее стратегически важное преимущество над конкурентами.
В маркетинге формируется информационная среда, которая включает: информационные ресурсы, т.е. совокупность различных документов и других информационных систем (библиотек, архивов, банков данных и т.п.), связанных с рыночной деятельностью; информационную инфраструктуру, т.е. системы формирования, хранения и использования информации в целях маркетингового исследования.
Технология. включает различные методы сбора, анализа, хранения и обработки информации, в частности статистическое и иное наблюдение, банки и базы данных, информационные центры, ручную и автоматизированную обработку собранных и переданных материалов и т.п. В инфраструктуру маркетингового исследования входят также информационные брокеры, занятые предоставлением стандартизованных информационных услуг. Характеристики, полученные в результате маркетингового анализа и прогноза, также используют информационную технологию.
Структура маркетинговой информации позволяет выделить и различать несколько ее видов, каждый из которых выполняет определенные функции: факт, представляющий собой простейший вид информации: событие или условие, непосредственно наблюдаемые; сведения, являющиеся разновидностью фактов, представленных в систематизированной, обобщенной форме; слухи, к которым относятся неподтвержденные, непроверенные факты; оценки, которые включают информацию, базирующуюся на умозаключениях, подсчетах и статистических расчетах (формой оценки является также прогноз, т.е. научное предвидение);
Виды информации –цифры, представляющие собой форму отображения количественной информации. Значительная часть количественной информации относится к категории статистических величин. Из них выделяются: –абсолютные данные, позволяющие определить размерность, величину изучаемого явления или процесса (количество, товарная масса, объем продаж, число работников и т.д.); –относительные данные, которые выражают соотношения величин, результаты их сравнения (динамика, структура, интенсивность, координация и т.д.); –средние величины, которые отражают обобщенный уровень, абстрагированный от индивидуальных особенностей отдельных единиц (доход на одного человека, средний размер поставки и т.п.).
Абсолютные величины Абсолютные величины представляют собой обобщенные результаты замера (измерения, подсчета, оценки), т.е. характеристику количественной определенности изучаемого явления/процесса. Часто это суммарные величины, совокупность единиц, результаты интеграционного процесса в рыночной экономике. Измерения в маркетинговом исследовании могут быть как качественными/атрибутивными типа много, мало и т.п., так и количественными (с указанием единиц измерения и способов измерения). Различаются: индивидуальные абсолютные величины, которые представляют собой непосредственные результаты измерения (замера, подсчета, оценки) тех или иных маркетинговых явлений или процессов и сводные объемные величины, получаемые в результате сводки и группировки изучаемых данных.
Относительные величины дают богатейший материал для рыночных исследований. Характеристика рыночного процесса или явления может быть получена прежде всего на базе сравнения. Иногда шутят: сравнение – душа статистики. Относительная величина представляет собой частное от деления изучаемой величины со сравниваемой, которую называют базой сравнения. Маркетинг невозможно понять без сопоставления одной величины с другой. Сравнения позволяют оценить вектор и скорость изменения рыночного процесса, выявить структуру рынка и его элементов, интенсивность развития, координацию отдельных составляющих рынка и т.д.
Различаются следующие виды относительных величин: –динамики - сравнение предыдущего уровня с базисным (например, темп роста продажи товара); –структуры – соотношение части изучаемой совокупности с целым (например, доля продуктов питания в общем объеме покупок, в процентах к итогу); –координации – соотношение отдельных явлений или их элементов между собой (например, на каждые 100 крон, израсходованных на покупку товаров, приходится определенное количество денег, отложенных в виде сбережений); – сравнения – соотношение величин одноименных показателей, относящихся к разным экономическим объектам или территориям (в частности, на инвестиции в промышленность приходится в 13 раз меньше, чем в торговую сферу ); –интенсивности – степень распространения развития какого-либо рыночного явления или процесса в определенной среде (например, число пользующихся мобильными телефонами на 10 тыс. жителей); –выполнения плана (задания) – отношение фактической маркетинговой деятельности к запланированной (норме); так, предприятие запланировало выпустить на рынок 5 тыс. новых изделий, однако удалось реализовать только 1 тыс. изделий, или 20% плана.
Относительные величины
Формирование информационной системы в маркетинге
Структура МИС В нее включается три фактора: человеческий фактор, к которому относятся умение и квалификация работников, получающих и оценивающих информацию; методологический фактор, т.е. набор исследовательских приемов и моделей, позволяющих получить нужные характеристики и выводы; технологический фактор, который включает различное оборудование и устройства по сбору, обработке и хранению информации.
Эффективность маркетинговой информационной системы Направление воздействияОжидаемый результат 1. Развитие товара Сокращение затрат на проектирование, изготовление и реализацию товара. 2. Качество товаровСокращение брака, рекламаций. 3. ПродажиИдентификация потребителей. 4. Расширение свойств товаров, областей применения Гибкость, адаптивность. 5. Маркетинг-логистика Сокращение запасов, улучшение обслуживания клиентов, повышение скорости доставки. 6. Бенчмаркинг маркетинга Удовлетворение потребностей потребителей. Развитие стратегической ориентации.
Сбор, обработка и анализ информации требуют от специалистов определенной квалификации и высокой информационной культуры. Под информационной культурой понимаются знания, умения и навыки эффективного пользования маркетинговой информацией с помощью современной компьютерной технологии, в том числе интернет- технологий.
Цель маркетингового исследования Цель маркетингового исследования – создать информационно-аналитическую базу для принятия маркетинговых решений и тем самым снизить уровень неопределенности, связанный с ними. Цель – принятие решений.
Типология предпринимательских решений
Основные фазы процесса принятия маркетинг овых решений
Маркети нговая информа ционная система
Основные направления маркетингового исследования
Направления маркетинговых исследований
Исследование рынка 1.1. Определение рыночного потенциала и возможностей его развития 1.2. Определение характеристик рынка и их изменений 1.3. Анализ распределения долей рынка между фирмами 1.4. Изучение экспортных рынков
Исследование потребительских свойств товаров 2.1. Исследование реакции покупателей нема на новый товар и его потенциала 2.2. Испытание и тестирование новых товаров 2.3. Анализ товаров конкурентов 2.4. Исследование упаковки 2.5. Изучение товарной номенклатуры 2.6. Изучение воздействия на окружающую среду
3. Экономический анализ коммерческой деятельности 3.1. Краткосрочное прогнозирование сбыта и внутриотраслевой конъюнктуры 3.2. Долгосрочное прогнозирование сбыта и внутриотраслевой конъюнктуры 3.3. Анализ политики цен 3.4. Изучение тенденции внутриотраслевой деловой активности 4. Исследование сбыта 4. 1.Анализ сбыта 4.2. Анализ каналов распределения 4.3. Анализ издержек распределения 4.4. Анализ размещения предприятий и складов 4.5. Пробный маркетинг 4.6. Определение квот и территорий сбыта
5. Исследование рекламы, стимулирование сбыта и "Паблик рилейшинз" 5.1. Исследование эффективности рекламных объявлений 5.2. Изучение средств рекламы 5.3. Исследование рекламных текстов 5.4. Исследование стратегий и инструментов стимулирования сбыта (скидок, купонов, образцов и др.) 5.5. Исследование методов стимулирования труда торговых работников 5.6. Исследование потребительских мотиваций 5.7. Изучение законодательных ограничений в области рекламы и стимулирования сбыта 5.8. Изучение общественных ценностей и проблем социальной политики 5.9. Изучение проблем информирования потребителей
Принципы проведения исследований Качество исследования зависит от соблюдения базовых принципов проведения маркетинговых исследований - объективности, точности, тщательности. Объективность - необходимость учета всех факторов и недопустимость принятия определенной точки зрения до завершения анализа всей собранной информации. Точность - четкость постановки задач исследования, однозначность их понимания и трактовки, выбор инструментов исследования, обеспечивающих необходимую достоверность результатов. Тщательность - детальность планирования каждого этапа исследования, качество выполнения всех операций, профессионализм и ответственность исследовательского коллектива.