ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ В СВЕТЕ КОНЦЕПЦИИ ВЗАИМОСВЯЗИ ОСОЗНАВАЕМЫХ И НЕОСОЗНАВАЕМЫХ КОМПОНЕНТОВ ПСИХИКИ
В основе концепции исследования лежат теоретические представления: о феномене творчества и его проявлениях на индивидуально- личностном уровне о творческом потенциале как интегративном образовании личности, имеющем системную организацию и сложную структуру, с позиций целостного понимания личности о готовности личности к развитию своего творческого потенциала как сложном динамическом образовании, формирующемся по механизму установки на разных уровнях осознанности
Предметом исследования нашей научной школы с начала 90-х гг. явилось развитие творческого потенциала личности обучающегося в образовательном процессе
Диссертационные исследования проводились по нескольким направлениям: Изучение механизмов развития творческого потенциала учащихся в в образовательном процессе школы Исследование путей подготовки будущих педагогов к развитию творческого потенциала учащихся Изучение средств стимулирования процесса развития творческого потенциала ребенка в учреждениях дополнительного образования Исследование условий семейного воспитания, стимулирующих развитие творческого потенциала ребенка
Основные научные результаты Выявлены закономерности формирования готовности личности к развитию своего творческого потенциала по механизму установки на разных уровнях осознанности Исследованы особенности организации учебно- познавательной деятельности, способствующие развитию творческого потенциала школьников Изучены пути формирования у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала в процессе организации самообразовательной деятельности Определены механизмы стимулирования творческой самореализации подростков при организации образовательного процесса в условиях дополнительного образования детей Изучены пути развития Я-концепции, благоприятной для формирования готовности младшего школьника к развитию своего творческого потенциала, в художественно-творческой деятельности
Основные научные результаты (продолжение) Обоснованы условия семейного воспитания, способствующие развитию у ребенка с особыми образовательными потребностями готовности к творческой самореализации Разработаны теоретико-методологические основы подготовки педагогов к реализации социально-педагогических задач по развитию ТПЛ обучающихся в процессе учебной и внеучебной деятельности Определены дидактические основы проектирования курсов дистанционного обучения в системе повышения квалификации, направленные на поддержку творческой самореализации педагогов Определены в логике компетентностного подхода основы профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка в педагогическом вузе
Направления дальнейшего научного поиска Развитие воспитательного потенциала семьи Педагогическая поддержка детской одаренности в условиях семейного воспитания Формирование готовности детей-сирот к жизненному самоопределению в условиях приемной семьи Формирование у школьников готовности к социальному проектированию И др.
В ходе исследования имело место многообразие приемов и технологий, осуществлялось решение сложных педагогических задач Значимым условием успеха явилось научное видение участниками научного коллектива теоретических задач исследования и возможностей практического применения полученных результатов
Реализация и внедрение разработок, выполненных в рамках коллективного исследования, представлены пятью монографиями (их них 4 в центральных издательствах), 18 учебно-методическими пособиями, а также более чем 100 опубликованными научными и научно- методическими статьями (из них 23 – в журналах, рекомендованных ВАК РФ).
Обратимся к теоретическим основам исследования
Понимание феномена творчества и его проявлений на индивидуально-личностном уровне
Трактовка феномена творческого потенциала как интегративного образования личности, имеющего системную организацию и сложную структуру, с позиций целостного понимания личности
Феномен готовности личности к развитию своего творческого потенциала как сложное динамическое образование, формирующееся по механизму установки на разных уровнях осознанности