Изучение факторов детерминирующих социально- психологический климат подросткового коллектива Левченко Елена Геннадьевна
ВВЕДЕНИЕ I/ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ 1.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА И ФАКТОРЫ ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ 2.ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
II. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА II.1.ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДИАГНОСТИКА -Т. ЛИРИ. II.2.ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРЕОБЛАДАЮЩИХ ТЕНДЕНЦИЙ ХАРАКТЕРА. (ИТДО). II.3.ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В ГРУППЕ. МЕТОД СОЦИОМЕТРИИ. II.4.СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ПОДРОСТКОВОГО КОЛЛЕКТИВА. ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА.
III. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ГРУППЫ И ФАКТОРОВ ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ.КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА. III.1.ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДИАГНОСТИКА - Т. ЛИРИ. III.2. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРЕОБЛАДАЮЩИХ ТЕНДЕНЦИЙ ХАРАКТЕРА (ИТДО). III.3.ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ. СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
изучение особенностей развития социально-психологического климата подросткового коллектива и факторов способствующих его продуктивному развитию
1.выяснить уровень разработанности данной проблемы в теории и ее состояние на практике, 2.выделить главные педагогические основания изучаемой проблемы, 3.сделать теоретический анализ понятий: малая группа, коллектив, социально- психологического климат коллектива, факторы его определяющие. 4. сделать теоретический анализ межличностных взаимоотношений детей подросткового возраста. 5. провести экспериментальное исследование факторов, влияющих на социально-психологический климат подросткового коллектива.
социально-психологический климат подросткового коллектива.
факторы воздействия на социально- психологический климат подросткового коллектива.
с тем или иным вариантом разрешения проблемы понимания и развития социально-психологического климата подросткового коллектива в значительной степени связаны с воздействием детерминирующих его факторов микросреды.
теоретико-методологический анализ и синтез, обобщение опыта, систематизация, различные виды опроса, анализ продуктов деятельности участников педагогического процесса, диагностирование, экспериментальные методы (констатирующий и формирующий эксперименты), графическая и схематическая интерпретация.
МОУ «СОШ 38», учащиеся 8 – х классов
Первый этап ( г.г.) - теоретический. Он предусматривал: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, реального состояния проблемы в практике педагогического процесса; формирование гипотезы и аппарата исследования, выбор базы исследования и разработку программы экспериментальной работы, создание предпосылок ее реализации; подбор психолого-педагогических методик эксперимента.
Второй этап ( г.г.) – экспериментальный. Осуществлялась экспериментальная проверка путей и условий, их корректировка и совершенствование, анализ полученных результатов.
Третий этап (2004 г.) – обобщающий. Проводилась контрольная и итоговая диагностика, обобщение полученных данных; формулировка основных положений исследования.
составили психолого-педагогические концепции и подходы, раскрывающие исследуемую категорию «социально-психологический климат» И.П. Волкова, Е.С. Кузьмина, В.В. Новикова, В.Б. Ольшанского, Б.Д. Парыгина, К.К. Платонова, В.М. Шепель, и др.
теоретически обоснованы факторы, детерминирующие социально-психологический климат подросткового коллектива; разработана психолого-педагогическая коррекционная программа воздействия на социльно-психологический климат подросткового коллектива.
психолого-педагогическая коррекционная программа позволяет целенаправленно и продуктивно совершенствовать социльно-психологический климат подросткового коллектива.
Методологической основой формирующего эксперимента послужили методические рекомендации авторов книг: И.В.Вачков. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. Учебное пособие. Ось – 1989г. А.А. Реан. Я.Л. Коломенский. Социальная педагогическая психология. Питер –1999г.
Статус Группа В Группа А констатирующийконтрольный констатирующи йконтрольный лидеры 36% 44% 28% предпочитаемы е 12% 28% 24% принебрегаемы е 32% 20% 28% отверженные 20% 8% 16% 20%
Уровень группа В группа А констатиру ющий контрольн ый констатиру ющий контрольн ый высокий 28% 31% 36% 37% средний 56% 62% 52% 48% низкий 16% 7% 12% 15%
Произошло повышение мотивации к учению, как следствие повышение успеваемости с 3,3 до 3,9 балла. Повысилась активность класса в жизни школы по рейтингу занимали 39 место, в заключении эксперимента - 14 место. Повысилась занятость учащихся в свободное время с 54% до 89%. Снизился процент стоящих на внутришкольном контроле 8% на начало эксперимента, 0% на конец эксперимента. В коллективе учителей, работающих в экспериментальной группе, повысилась мотивация к одобрению.
1.Цели и задачи реализованы. 2. Гипотеза доказана: с тем или иным вариантом разрешения проблемы понимания и развития социально-психологического климата подросткового коллектива в значительной степени связаны с воздействием детерминирующих его факторов микросреды, таких как: Материально-вещевая среда Социально-психологический фактор А) официальные связи В) неофициальные связи Характер руководства Индивидуально-психологические особенности членов коллектива Уровень психологической совместимости