Проектная и исследовательская деятельность учащихся в средней школе.
Задачи современного общего образования в школах РФ Научить: организовывать свою деятельность; объяснять явления действительности; ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей; решать проблемы, связанные с выполнением человеком определенной социальной роли; сформировать ключевые навыки (ключевые компетентности); подготовить к профессиональному выбору.
Если ученик в школе не научился сам ничего творить, То в жизни он всегда будет только подражать, копировать, Так как мало таких, которые бы, научившись копировать, Умели сделать самостоятельное приложение этих сведений. Л. Толстой
«Все, что я знаю, я знаю для чего мне это надо и где, и как я могу это применить» - основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и практическими умениями.
Организация проектной деятельности учащихся в школе имеет много положительных сторон: предусматривает детальное, углубленное изучение наиболее важных тем, идей; дает возможность для реализации системного подхода к обучению, т.к. темы для ученических проектов могут быть межпредметными, что ведет к межпредметной интеграции; учитывает специфику интересов учащихся, поощряет инициативу детей, их самостоятельность; соответствует их способу усвоения знаний, прививает стремление к приобретению знаний; создает условия для более глубокого понимания сущности изучаемой темы, предусматривает развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения, стимулирует исследовательскую деятельность учащихся, развивает творческие способности.
Проектная деятельность инновационная, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно ( в парах, группах или индивидуально) с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. Цель проектной деятельности - понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
Проблемная ситуация Поиск способов решения (выдвижение гипотез) Исследовательская, поисковая проектная деятельность Защита проекта Оформление результатов Прогнозирование новых пробле м
Совокупность методов, используемых в проектной деятельности ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ исследовательскиенаучный методпоисковые дискуссии, эвристические беседы мозговые атакиролевые игры рефлексивные
оценка Интеллектуальные умения, необходимые при использовании метода проектов Умения предметной области знания Интеллектуальные умения критического мышления Коммуникативные умения Совокупность соответствующих компетентностей Поиск информации осмысление Умения совместной деятельности применение анализ синтез Ключевые компетентности Умения дискутировать принимать решения
Проект должен быть посильным для выполнения Принципы организации проектной деятельности Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов Вести подготовку учащихся к выполнению проектов Обязательная презентация результатов работы по проекту Каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку. Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов
Этапы проведения проекта 1.Представление проблемной ситуации 2.Мозговая атака 3.Обсуждение 4.Выдвижение гипотезы 5.Определение типа проекта 6.Организация малых групп сотрудничества 7.Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов.
8.Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданиям. 9. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках, в научном обществе, в творческих мастерских, в медиатеке) 10. Оформление результатов проектной деятельности 11. Защита проекта, оппонирование, дискуссия 12. Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов. 13. Самооценка, внешняя оценка Этапы проведения проекта