Проектно- исследовательская деятельность учащихся при изучении основ математики В МОУ СОШ 26 Без стремления к научной работе учитель элементарной школы попадает под власть трех педагогических демонов: банальности, механичности, рутинности. Фридрих Дистервег
2 Закон «Об образовании» «…ориентация на обеспечение самоопределения личности, на создание условий для ее самореализации» Проектная и исследовательская деятельность решает задачи образования в формировании «НОВОГО ВЫПУСКНИКА».
Цели использования проектной и исследовательской деятельности в учебном процессе. Вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу; Снимает утомление от рутинной работы; Развивает внимание; Повышает коммуникативность, умение работы в группе; Способствует становлению мировоззренческой позиции учащихся; Развивает личную инициативу, Обучает самостоятельно видеть проблемы и находить способы решения их Формирует собственную точку зрения и умение ее отстаивать. Способствует внедрению креативного подхода к проблеме
4 Условия для формирования исследовательской и проектной деятельности Для определения исследовательской и проектных тем и проведения организационной работы необходимы: интерес учащегося; интерес педагога; реализуемость в имеющихся условиях; лаконичная формулировка; согласованность плана действия в проектной работе (для учителя и ученика); Постановка проблемы исследования Выдвижение гипотезы, ее объясняющие и требующие доказательств; Определение поиска информации по работе Организация групп участников, мотивированных к поиску информации Определение ролей каждому участнику Определение способов и методов исследования Анализ найденной информации
Понимание проектной и исследовательской деятельности В МОУ 26 на уроках математики: проектная деятельность – получение результата (для себя, других людей); исследовательская деятельность – процесс (выявление закономерностей и т.д.) Виды исследовательской работы «Пифагор его жизнь и деятельность» (Исследование) «Решение сложных уравнений функционально графическим методом» (анализ) «Использование стихотворной формы в математике» (Классификация) Виды проектов по математике Решение текстовых задач с химическим содержанием; Решение логических задач с помощью кругов Эйлера; Решение логических задач с помощью составления таблиц; Построение сечений в многогранниках;
Процесс 1.Предложение от ребенка 2.Выделили тип задач. 3.Сформулировали тему проекта 4.Составили таблицу с решением задачи 5.Собрали задачи похожие из разных источников 6.Описали процесс решения в презентации на разных примерах 7.Проверили на детях младшего возраста Алгоритм формирования проекта. Результат 1.«Давайте придумаем как кратко записать решение задачи?» 2.Задачи с множеством перечислений в условии 3.Решение логических задач с помощью таблицы 4.Таблица с решением задачи (в приложении) 5. Презентация с процессом решения задач 6 Защита проекта: объяснение в младших классах: 7 человек из 20 в 5-ом классе, научились решать подобным методом
Алгоритм исследовательской деятельности при изучении основ математики 1. Подбираем тему работы; 2. Выдвигаем гипотезу получения результата 3.Составляем плана выполнения 4. Согласование плана работы (для учителя и ученика) 5. Уточняем реализуемость работы в имеющихся условиях. 6. Формулируем тему работы 7. Выявление поиска информации 8.Организация группы участников и определение функционала каждого участника; 9.Определение способов и методов исследования; 10. Планирование работы по группам; 11. Анализ собранной информации 12. Подготовка реферата или презентации
Решение текстовых задач с химическим содержанием Уч-ся 9 класса и учит. Волкова И.И.; Решение логических задач с помощью кругов Эйлера Уч-ся 6 класса и учит. Черных Г.В.; Решение логических задач с помощью составления таблиц; Уч-ся 6 класса и учит. Черных Г.В.; Построение сечений в многогранниках Уч-ся 11 класса и учит. Русова И.А.; «Пифагор его жизнь и деятельность» (Исследование) уч-ся 8 класса и учит. Ведерникова О.А. «Решение сложных уравнений функционально графическим методом» (анализ) уч-ся 10 кл. учит. Черных Г.В. «Использование стихотворной формы в математике» (Классификация) уч-ся 6 кл. и учит. Черных Г.В.
Спасибо за внимание