Педагоги-психологи: Глотова Е.А. Гриван Е.В.
ИЗМЕНЕНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ И СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ, ОКАЗЫВАЮЩЕМ ВЛИЯНИЕ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ СТАБИЛЬНОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА, ОТНОСЯЩИХСЯ К КАТЕГОРИИ ИНОГОРОДНИХ ИЛИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН ОТСУТСТВИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО ДАННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АКТУАЛЬНОСТЬ
Цель Формирование межкультурной компетентности учащихся колледжа и сотрудников образовательной среды, за счет расширения представлений о процессе межкультурного взаимодействия
Задачи Создание и поддержание психологически комфортных условий для самопознания, пополнения собственного опыта взаимодействия с представителями различных культурных групп среди всех участников образовательного процесса Активация способности проектировать свое дальнейшее педагогическое мастерство с учетом полученных этнопсихологических знаний Развитие познавательных навыков учащихся и умений ориентироваться в информационном пространстве в рамках темы этнокультурного разнообразия через организацию проектной деятельности Развитие мотивации на оказание поддержки в образовательном процессе инокультурным учащимся
ФОРМЫ РАБОТЫ с целевой группой Тренинги Семинары Круглый стол Индивидуальное консультирование
ФОРМЫ РАБОТЫ с целевой группой
Эмпирическое обоснование проекта Аналитическое исследование «Многообразие культурных миров» на базе колледжа г. Москвы среди преподавательского состава: 1. Разделение учащихся на группы по признакам: социальный; национальный; региональный; религиозный. 2. В воспитательно- образовательном процессе не учитываются особенности разных этнических групп, подход ко всем участникам образовательного процесса унифицирован.
Эмпирическое обоснование проекта Аналитическое исследование «Многообразие культурных миров» на базе колледжа г. Москвы среди иногородних учащихся
ПРОГРАММА формирования МКК у преподавателей колледжа 1.Установочный тренинг «Взгляд на мир через калейдоскоп» 2.Семинар-практикум «Что? Где? Когда?» 3.Семинар-практикум «Психолого- педагогическое взаимодействие» 4.Семинар-практикум «Стереотипы» 5.Семинар-практикум «Стратегии выстраивания диалога с предубежденным человеком» 6.Установочный семинар «Проектная деятельность в образовательной среде» 7.Реализация проектной деятельности 8.Круглый стол: Решение межкультурных конфликтов, как ресурс для повышения качества образования учащихся колледжа 9.Индивидуальное консультирование участников образовательного процесса
Признание наличия национальных особенностей в культуре Успешность освоения материала данной Программы среди преподавателей Соблюдение этических принципов в межкультурной коммуникации Стремление к оптимизации межкультурного взаимодействия в профессиональной деятельности
ПРОГРАММА формирования МКК у учащихся колледжа 1. Проведение тренинговых занятий с подростками по темам: «Я – индивидуальность» «Я - представитель своего народа» «Многообразие культурных миров» 2. Организация круглого стола «Я Вас слушаю», где рассматриваются следующие вопросы: «Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности» «Искусство слушать собеседника» «Язык жестов: что бы это значило в другой стране?» «Культурный айсберг»
Организация конкурса видеопрезентаций «Кто эти люди вокруг меня?»
Оценка эффективности проекта В качестве оценки эффективности тренинговых занятий могут быть использованы устные ответы (рефлексия) при подведении итогов в конце каждой темы. В результате усвоения информации «круглого стола» в ходе дискуссии с подростками будет отмечаться расширение области знаний в рамках темы этнокультурного взаимодействия и углубление понимания специфических характеристик, свойственных людям различных этнических групп. Успешным результатом проектной деятельности можно будет считать наличие интересных конкурсных работ (видеопрезентаций).
Дополнительные методы оценки Анкетирование Индивидуальная диагностика: Тест «Кто я?» в модификации Т.Румянцевой Тест «Гражданская и этническая идентичность» Д.Финни Диагностический тест отношений Г.Солдатовой Наблюдение
Рекомендации по реализации проекта Реализацию программы рекомендуется проводить последовательно и поэтапно: 1 этап – наблюдение, диагностическая работа, анализ полученных данных. 2 этап - мотивация на работу в группе, объяснение основных целей и задач, с последующим принятием условий совместной деятельности. 3 этап - непосредственная реализация проекта. 4 - заключительный этап: получение обратной связи после подведения итогов. В целях повышения эффективности желательно придерживаться принципов: добровольного участия откровенности сотрудничества и личной ответственности безоценочных обратных связей уважения личного мнения каждого в коллективе Что позволит создать благоприятные условия для подготовки и реализации этнопедагогического проектирования в колледже