Использование проектного метода Методист ЦДО Нестеренко Е.С.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые для решения исследовательских задач. видеть проблемы выдвигать гипотезы задавать вопросы.
Advertisements

Основные этапы работы над проектом «От идеи до реализации»
Планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения.
Метод проектов ГУО «Смолевичская районная гимназия» Учитель математики Е.И.Навицкая.
РМО учителей технологии Формирование познавательного интереса и творческой активности через проектную деятельность.
Проектная методика в начальных классах Старчикова О.В. учитель МОУ «СОШ с. Питерка»
«Метод учебного проекта » Педагогический совет 25 марта 2008 года. МОУ Домодедовская средняя общеобразовательная школа 1.
Метод учебного проекта. В современной педагогике: Метод проекта используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент.
«Проект» «брошенный вперед» (лат) Проект-форма образования, максимально приближенная к практике и предполагающая активную исследовательскую и творческую.
Диагностика уровня достижения метапредметных планируемых результатов обучающихся 7-х классов.
СемьяШкола Другие взрос- лые Соци- альная среда СМИ Телеви- дение КнигиДрузья.
1-й этап Погружение в проект Учитель формулирует Проблему проекта Сюжетную ситуацию Цель и задачи.
Технологии, основанные на реализации проектной деятельности Автор презентации – Клюкова Н.В.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ учителя начальных классов Коммунального учреждения «Лутугинская специализированная школа І –ІІІ ступеней Лутугинского района Луганской.
Зам. директора по УВР Долгих Э.Т.. Метод проектов – это организационная модель образовательной деятельности, позволяющая учащимся изучать самые сложные.
Проектная деятельность на уроках обществознания (профильный уровень) Мастер-класс Люто М.С. МБОУ «Абанская СОШ 4»
Автор: Михайлова Нина Александровна. Приоритетная задача современной школы – создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого.
Тема: «Проектная исследовательская деятельность в школе как фактор формирования ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования»
Этапы работы методом проекта Выполнила учитель начальных классов МОУ Ветлужская средняя общеобразовательная школа Гаманина Г.Н., 2009 год 2009 год.
Проектная деятельность в начальной школе.. Актуальность темы. Инновационный поиск новых средств привел педагогов к пониманию того, что необходимы деятельностные,
Транксрипт:

Использование проектного метода Методист ЦДО Нестеренко Е.С.

Учителю требуются такие методы обучения, которые: Формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении; Развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; Формировали бы не просто умения, а концепции, т. е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; Были бы приоритеты нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; Реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Метод учебных проектов выступает как возможное средство решения актуальных проблем: Обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знание, осуществлять целенаправленный поиск информации; обилие информации не приводит к системности знаний; Отсутствие у школьников интереса, мотива к личностному росту, к самостоятельному приобретению новых знаний; Ведущий тип деятельности, осваиваемый обучающимися, - репродуктивный, воспроизводящий, знания оторваны от жизни; Субъект-объектный характер взаимоотношений между учителем и учащимися.

Образованный человек в современном обществе – это не только человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить знания в любой ситуации.

То есть речь идет о формировании современных ключевых компетенций: Общенаучной; Информационной; Познавательной; Коммуникативной; Ценностно-смысловой; Социальной; Компетенции личностного самосовершенствования. А школа должна создавать условия для формирования личности, обладающей такими компетенциями.

Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые: Формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; Развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; Формировали бы не просто умения, а компетенции, т. е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; Были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; Реализовали бы принцип связи обучения с жизнью.

Из истории.. 20-е годы ХХ века, США Метод проекта – метод проблем, «обучение посредством делания» Дж.Дьюи (американский философ, педагог) – В.Х Килпатрик (ученик) 1905 г – С.Т.Шацкий, Россия 1931 г – метод осужден ИДЕЯ: Организация обучения через целесообразную деятельность ученика с учетом его интересов в конкретном знании – личная заинтересованность.

Концептуальные положения теории Джона Дьюи Ребенок повторяет путь всего человечества в познании, проходя все стадии развития. Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый, не до конца изученный процесс. Ребенок усваивает материал не просто слушая и смотря, а благодаря возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебный проект – самостоятельная, творческая, завершенная работа обучающегося, соответствующая его возрастным возможностям и выполненная в соответствии с обобщенным алгоритмом проектирования: от идеи до ее воплощения в реальность. Слово «проект» ( в переводе с латинского «брошенный вперёд») толкуется в словарях как план, замысел, предваряющий его создание. Проект – разработанный план, предварительный текст какого-либо документа; замысел, план (С.И.Ожегов) Метод проекта – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным результатом – всегда решение какой-либо проблемы.

Метод учебных проектов В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов.

Основные требования к проекту 1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. 2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. 3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы. 4.Результатом работы над проектом является продукт. 5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Проект – это пять П: Проблема – Проектирование – Поиск информации – Продукт – Презентация

Зачем? 1.Учителю – не отстать от развития информационного образовательного пространства, овладеть новыми образовательными технологиями, повысить эффективность учебно- воспитательного процесса. 2.Ученику – возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группах, используя индивидуальные творческие возможности. Приложить свои знания, принести пользу в своей группе и показать публично достигнутый результат.

Цели: Научить обучающихся: сотрудничать; приобретать знания самостоятельно; систематизировать полученную информацию; пользоваться приобретенными знаниями для решения конкретных задач; работать в разнообразных группах, выполняя разные социальные роли; пользоваться исследовательскими методами, уметь их анализировать с разных позиций; делать выводы и заключения; получить эффектный результат решения проблемы в процессе совместной деятельности. Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Вовлеки меня - и я научусь.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ ПО РАЗЛИЧНЫМ ОСНОВАНИЯМ Основания для классификации Виды проектов Содержание проекта Монопредметные (выполняются на материале конкретного предм.) Межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких пред.) Надпредметные (выполняются на основе изучения сведений, не входящих в школьную программу ) Включенность проектов в учебные планы Текущие (выполняются самостоятельно, включая часть содержания обучения) Итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала) Продолжительность выполнения проекта Краткосрочные (разработан на нескольких уроках); Среднесрочные (от недели до месяца); Долгосрочным (от месяца до нескольких месяцев). Количество участников проекта Я - проекты (внутри большого проекта или индивидуальная работа); Групп- проекты (принимают участие в работе сформированные группы) Класс – проекты (принимает участие весь класс) Территориальный признак Внутренние или региональные проекты (внутри одной школы, между школами (классами) внутри региона, одной страны (с помощью телекоммуникаций, Интернет-сети). Международные проекты (с участием представителей различных стран)

Выбор тематики проекта Определяется педагогом - по предмету; - в соответствии с потребностями обучающихся; - с учетом учебной ситуации; - с учетом способностей обучающихся. Предлагается обучающимися исходя из собственных интересов детей.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Триада: замысел- -реализация- -продукт Этапы: 1. Решение 2. Цель 3. Задачи 4. План и программа 5. Проверка «на реализу- емость » 6. Выполнение 7. Презентация

Этапы работы I этап Погружение в проект Учитель Формулирует: -проблему проекта; -сюжетную ситуацию; -цель и задачи. Учащие ся Осуществля ют: -вживание в ситуацию -принятие, уточнение и конкретизация целей и задач. II этап Организация деятельности Учитель Организует деятельность учащихся: -организовывает группы; -распределяет амплуа в группах; -планирует деятельность учащихся; -предлагает возможные формы презентации. Учащиеся Осуществля ют: -разбивку на группы; -распределение ролей в группе; -планирование работы; -выбор форм и способа презентации проекта. III этап Осуществление деятельности Учитель Не участвует, но: -консультирует учащихся; -ненавязчиво контролирует; -при необходимости даёт новые знания; -репетирует презентацию. Учащиеся Работают активно и самостоятельно -каждый в соответствии со своим амплуа и сообща; -консультируют- ся; -«добывают» недостающие знания; -подготавливают презентацию. IV этап Презентация результатов Учитель Принимает отчёт: -обобщает, резюмирует полученные результаты; -оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать своё мнение; -умение работать в группе на общий результат. Учащие ся Демонстрирую -понимание проблемы, цели и задачи; -умение планировать и осуществлять работу; -найденный способ решения проблемы; -рефлексию деятельности и результата; -взаимооценка деятельности и еёрезультат.

Организация деятельности Учитель Организует деятельность. Предлагает организовать группы, распределить роли в группах. Советует спланировать деятельность по решению задач проекта. Предлагает продумать форму презентацию. Учащиеся Осуществляют разбивку на группы. Распределяют роли в группе. Планируют работу. Выбирают форму и способы презентации предполагаемых результатов.

Осуществление деятельности Учитель не участвует, но: Консультирует, неявно контролирует, дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость, репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов. Учащиеся Работают активно и самостоятельно каждый в соответствии со своей ролью и сообща, консультируются при необходимости, добывают недостающие знания, подготавливают презентацию результатов.

Презентация результатов Учитель Обобщает и резюмирует полученные результаты, Подводит итоги, Оценивает умение общаться, слушать, обосновывать свое мнение,толерантность и др., Акцентирует внимание на умение работать в группе на общий результат Учащиеся Демонстрируют понимание проблемы, целей и задач, Показывают умение планировать и осуществлять работу, Представляют найденный способ решения проблемы, Проводят рефлексию деятельности и результата, Дают взаимооценку деятельности и ее результативности.

Типы проектов: Исследовательские – хорошо продуманная структура; обозначение целей, актуальности для каждого участника; социальная значимость, продуманные методы Творческие – не имеют детально проработанной структуры, она развивается в процессе работы, подчиняясь логике и интересам участников проекта Приключенческие, игровые ……. Информационные … Практико-ориентированные – с четкой ориентацией на социальные интересы…

Виды презентаций проектов Демонстрация видео фильмов Диалог историч. и литературных героев Игра с залом Иллюстрация фактов, событий Научный доклад Пресс- конференция СпектакльРолевая играРекламаПутешествиеТелепередачаЭкскурсия Научная конференция Инсценировка события Деловая игра

Формы продуктов проектной деятельности. Выставка Видеоклип, видеофильм ГазетаWEB - сайт ЖурналПубликация КартаБуклет СказкаСерия иллюстраций СценарийПакет рекомендаций ЭкскурсияУчебное пособие ИграПутеводитель ПраздникАтлас, справочник Анализ социологического опроса Письмо в …

Оформление проектной папки Паспорт проектаПаспорт проекта Планы выполнения проектаПланы выполнения проекта Промежуточные отчеты группыПромежуточные отчеты группы Результаты исследований и анализаРезультаты исследований и анализа Записи всех идей, гипотез и решенийЗаписи всех идей, гипотез и решений Краткое описание всех проблемКраткое описание всех проблем Эскизы,чертежи, наброски продуктаЭскизы,чертежи, наброски продукта Материалы к презентации (сценарий)Материалы к презентации (сценарий) Другие рабочие материалы и черновикиДругие рабочие материалы и черновики

Проектный метод – это путь, на котором обучающиеся сами создают действительность. Они сами формируют и развивают обучающую ситуацию. Они пробуют себя в различных видах деятельности и определяют свои предпочтения и интересы. Они обретают самостоятельность, работая не под присмотром учителя. Они сознательно выбирают и применяют различные методы обучения. Они принимают на себя ответственность за результаты своей работы.

Основной тезис современного понимания метода проектов «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить»

Результат. Главный результат проектной или исследовательской деятельности с обучающимися – формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.