Нарушение письменной речи у младших школьников
Попробуем разобраться, что такое письменная речь, как возникают нарушения письменной речи. Как она формируется, и что этому мешает? В понятие письменной речи в качестве равноправных составляющих входят чтение и письмо. «Письмо есть знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передать информацию на расстоянии и закреплять её во времени. Любая система письма характеризуется постоянным составом знаков.» ( Русский язык: Энциклопедия.)
Речедвигательный анализатор Зрительный анализатор Речеслуховой анализатор Двигательный анализатор артикулема фонема графема кинема
Дисграфия – это частичное нарушение процессов письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессах письма.
Пропуски букв и слогов «рак» - «рк», «рыба» - «рба», «корова» - «крва». «стол» - «сол», «скрипка» - «скипка». Вставление лишних букв в слово. «тигр» - «тигар», «зубр» - «зубер». Перестановки букв и слогов «дрова» - «двора», «вертолёт» - «ветролёт» Застревание на определённых буквах и слогах «ходила» - «ходидила», «дерево» - «девево». Замены букв. - «лифт» - «ливт», «любит» - «лубит». «старушка» - «старуска», «железо» - «зелезо» - при недостаточном закреплении связи между звуком и зрительным образом буквы - при нечётком различении букв, которые имеют сходство в написании.В этих заменах совпадает написание первого элемента двух букв. После написания первого элемента ученик не может дальше дифференцировать тонкие движения руки. Он или неправильно передаёт количество однородных элементов (и – ш, л – м, п – т), или ошибочно выбирает следующий элемент (и – у, Г – Р, б – д ). У некоторых детей эти ошибки переходят и в чтение.
На уровне слова: – пропуски согласных при их стечении (стрела – «трела», дожди – «дожи», кричат – «кичат»»); – пропуски гласных (санки – «снки»», «собака – «сбака»); – вставка лишних букв (стол – «стлол»); – перестановки букв (тропа – «прота», ковром – «корвом», двор – «довр») – добавление букв (весна – «весная», тоскали – «тосакали») – пропуски, добавления, перестановки слогов (бегемот – «гебемот», голова – «говола». На уровне предложения: – слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами (Были чудные дни. – «быличудные дни». На ветвях ели и сосны. – «Наветвях елии сасны»). – раздельное написание слов (приставок, корня) – Летом по реке идут пароходы – «Летам пореке и дут парходы.» – запись целого предложения в виде одного (к тому же чаще всего искаженного) «слова» (Цветы стояли на столе – «ЦВТЫСТЯТНАСТЛЕ»).
На уровне слова. 1.Искажение морфологической структуры слова, замена префиксов и суффиксов (напала – «попала», ежата – «ежонки», рука – «рукища»); 2.Изменение падежных окончаний («много деревов»); 3.Нарушение предложных конструкций (над столом – «на столом») 4.Изменение падежа местоимений (около него – «около ним»);. На уровне словосочетения и предложения 1.Нарушение согласования (сущ. + прил., сущ. + числ., – «белая облака», «весёлые день», «красивое сумка», «пять собаки», семь бабочков» и.т.д.); 2.Нарушение согласования слов в предложении (Дети учатся в школе. – «Дети учится школе». Грибы растут под ёлками. – «Грибы растут под ёлки».).
ВЫВОД: Для своевременного выявления детей, имеющих нарушения письменной речи, учитель должен быть знаком с проявлениями этих нарушений. Но необходимо помнить, что эти знания дают учителю возможность только вовремя обратить внимание на проблемы ребенка, посоветовать родителям обратиться к логопеду, но ни в коем случае не дают право самостоятельно делать заключение, тем самым подвергая, и ребенка, и родителей лишнему беспокойству, вполне возможно - и необоснованному. В зависимости от того, каковы причины, обуславливающие проблемы в обучении, показаны занятия либо с одним специалистом, либо с несколькими одновременно.
Режим работы Режим работы понедельник понедельник вторник вторник среда – среда – четверг четверг Пятница Пятница пятница – консультации для родителей пятница – консультации для родителей