Авторы: Андреева Ника, Петрова Елена, ученицы 6в класса МБОУ «Батыревская СОШ 1» Научный руководитель: Андреева Наталия Борисовна
Человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет. Декларация прав ребенка
Проблема исследования В 6 классе мы начали изучать новую для нас науку – обществознание. Мы сразу погрузились в мир новых слов, сложных явлений, событий. Понять многие из них достаточно сложно нам - детям XXI века. Но есть в этой новой для нас науке один общий момент – она учит нас жизни, знакомит нас с нашими правами. На уроках мы уже поняли: как плохо мы знаем свои права, не умеем защищать себя законными методами. И наш учитель обществознания проводит уроки, используя знакомый нам с детства материал – сказки. И в таком случае проблем с пониманием уже не возникает. И мы в своей учебно-исследовательской работе хотим показать, что можно изучать обществознание в такой форме, чтобы было интересно и понятно всем детям, т.е. использовать как один из видов источника информации сказки.
Цель работы: доказать, что по сказкам можно изучать сложные юридические документы, изучать права человека; знакомиться с основными правами ребёнка. Задачи: 1) дать представление об основных правах человека через призму сказок; 2) развивать умение анализировать произведения фольклора, делать выводы по теме, пользоваться таблицей и опорными схемами; 3) убедиться, что право выбора неразрывно связано с ответственностью за свои поступки, 4) формировать правовую культуру человека; 5) воспитывать активную гражданскую позицию и бережное отношение к народному наследию.
Гипотеза: сказка может и должна использоваться как источник правоведческой информации, как способ практического применения правовых знаний школьниками. А вместе с тем выяснить как русский народ, не знавший слова «право», «закон», использовал сказку для сохранения и передачи нам информации о существовавших тогда традициях взаимоотношений, преступлениях и наказаниях.
Сокращённый перечень прав ребёнка (приводится из Конвенции о правах ребёнка) Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений. Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие. Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности. Статья 9. Право на общение с обоими родителями. Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения. Статья 14. Право исповедовать любую религию. Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний. Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию. Статья 17. Право на доступ к информации. Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия. Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Статья 27. Право на достойный уровень жизни. Статья 28. Право на образование. Статья 31. Право на отдых и досуг. Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы. Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения. Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях. Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.
Вспомните сказку А. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Там есть такие слова: В бочку с сыном посадили, Засмолили, покатили И пустили в Окиян – Так велел де царь Салтан. Какое право было нарушено? Главное право каждого человека – право на жизнь, и маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить. Каждая страна, говорится в Конвенции, должна заботиться о новорожденных, помогать их мамам, строить больницы и поликлиники, где добрые врачи спасут, вылечат маленького, если он заболел.
В «Сказке о мертвой царевне» А.С. Пушкина есть такие строчки, выражающие приказ: Свесть Царевну в глушь лесную, И, связав ее, живую, Под сосной оставить там На съедение волкам! Никто и никогда не смеет оскорблять и мучить ребенка. Есть люди, готовые дразнить и обижать детей за то, что они другой национальности, религии, другого цвета кожи. Встречаются взрослые, которые жестоко наказывают за шалость, непослушание или бьют, пользуясь своей силой. Каждое государство, подписав Конвенцию, обещает защитить своего маленького гражданина и покарать того, кто жестоко обращается с детьми.
СказкиСоблюдение правНарушение прав Гуси- лебе ди Баба Яга пользуется правом на свободное перемещение на метле, право владеть имуществом Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Статья 17. Право на доступ к информации. Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие. Ст. 34. Государство обязуется защищать ребёнка от всех форм эксплуатации, предотвращать похищение, торговлю детей. Похищение ребенка – уголовно наказуемое преступление Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Приклю чени я Бура тино право на учёбу, развитие ст.17 право человека владеть и распоряжаться своим имуществом, свобода передвижения, право на семью, заботу Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения. Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. право на свободу и свободный труд за вознаграждение, Право на бесплатное образование. защита от безработицы. Право на неприкосновенность жилища. Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности. Статья 9. Право на общение с обоими родителями. Статья 17. Право на доступ к информации. Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия. Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.
Результаты: в своей учебно-исследовательской работе мы изучили 27 сказок. В сказках мы видим большое количество нарушений прав человека. Практически нет сказок, в которых соблюдались бы все нормы Конвенции. Что интересно, права чаще соблюдаются в сказках, где главными героями являются взрослые люди, а если участниками событий становятся дети, то там больше всего нарушений. Много нарушений в сказках связано с героями, физически или психологически недееспособными: Маугли, падчерицы, сироты и т.д. Эти герои наиболее уязвимы, и в сказках это хорошо отражено. Самой часто нарушаемыми статьями являются право на жизнь, право на образование, право на справедливое вознаграждение за труд. Но все равно рано или поздно в сказках обидчики будут наказаны, а добро восторжествует. И этим сказка отличается от реальности. Сказки прививают нам навыки правовой грамотности, мы узнаем о своих правах через сказочных героев, учимся защищать себя в правовых ситуациях.
Отстаивая свои права, не забывайте, что у других людей есть тоже такие же права, как и у вас. Уважайте чужие права!