Учитель русского языка и литературы кадетской школы Санкт-Петербурга Кулешова Лилия Викторовна ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ КОНЦЕПТ «ВОЙНА» В РАМКАХ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В КАДЕТСКОЙ ШКОЛЕ
Цель - Исследование культурологического содержания концепта «война», а также создание модели его представления на уроках русского языка в кадетской школе. Задачи – определить место понятия «концепт» в современных лингвистических исследованиях; Выявить культурологические, социологические и профессиональное осмысление концепта «война»; Провести экспериментальный опрос, позволяющий определить место понятия «война» в сознании учащихся кадетской школы; На основании сделанных выводов создать комплекс заданий и упражнений, адекватной интерпретации концепта, а также на приобретение учащихся соответствующих лексических умений и навыков
БАС: ВОЙНА Военная вооружённая борьба между государствами, народами, племенными или общественными группами внутри государства Перен. Экономическая война – организованная борьба между двумя или несколькими государствами, имеющая цель ослабить экономическую мощь противника и использующая средства экономического воздействия. «Афганский лексикон: Военный жаргон ветеранов афганской войны. Война – боевые действия, боевой выход – операция по блокированию и уничтожению вооруженной оппозиции, по поиску и уничтожению караванов с оружием
Ассоциативные поля к слову «война», приведенные в «РАС» Ю.Н. Караулова: Война: мир; смерть; ужас; Отечественная; мировая; кровь, страх, Афганистан, ВОВ; Великая Отечественная; в теме «Война и мир»; будь проклята; голод. «САН» А.А. Леонтьева: Война: мир; ужас; Отечественная; страшная; не нужная; народная; Вьетнам; Великая Отечественная; не дай Бог; фашизм; Хиросима; грязное дело; Израиль; первая мировая.
АССОЦИАТИВНО-ВЕРБАЛЬНОЕ ПОЛЕ «ВОЙНА» В СОЗНАНИИ УЧАЩИХСЯ КАДЕТСКОЙ ШКОЛЫ Война; автомат Калашникова; Чечня; Иран; Южная Осетия; Грузия; Ленинград; пулеметы; патроны; победа; Наполеон; Гитлер; пули; гильзы; ядерная бомба; самолеты, автоматные очереди; металл; гранаты; шинель; немцы; выстрелы; умирать; гордость; защитники; героизм; милосердие; стойкость; дружба; терпение; мужество; честь; сплочение; конец; освободители; солдаты, полковник; герои.
ВЫВОДЫ: Для формирования лингвокультурологической компетенции кадет на базе концепта «война» необходимо: Создание учебных текстов о войне, эксплицирующих основные характеристики соответствующего концепта; Создание комплекса заданий и упражнений, которые должны выполняться с опорой на основные характеристики лексемы «война», выявленных по данным различных словарей, а также на тексты и словарные материалы различного характера, помощь которых необходима для подготовки учащихся к написанию сочинения-рассуждения в рамках ЕГЭ; Создание на уроках русского языка особой атмосферы, которая способствовала бы поддержанию памяти о Великой Отечественной войне; Формированию патриотических чувств учащихся кадетской школы, являющихся будущими защитниками Родины