Исполнитель: ученик 4 «А» класса средней школы 212 Варыгин Даниил
Аллегорией называют изображение абстрактных идей, явлений, действий посредством конкретного образа. В разное время – от Древнего Египта до современности перед людьми искусства, будь то летописцы или поэты, живописцы, скульпторы или архитекторы, стояла задача сохранить в памяти поколений наиболее значимые и яркие события, роль в них известных людей своего времени.
Одним из ярчайших примеров использования аллегорий в литературе можно считать произведения великого баснописца Ивана Андреевича Крылова. Большинство его басен ярким, точным языком характеризует наиболее значимые черты общества того времени, высмеивает его пороки. В художественном оформлении памятника И.А. Крылову в Летнем саду использованы аллегоричные изображения персонажей- современников Крылова, отраженные в его баснях: Осёл, Козёл, Мартышка, Лиса и другие. Герои басни «Квартет» пародируют Государственный Совет того времени с его четырьмя департаментами, в «Волке и Ягненке», а особенно в строке: «У сильного всегда бессильный виноват» высмеиваются отношения между людьми в обществе.
В XVIII веке в России произошел значительный скачок в развитии всех видов искусств. Неудивительно, что наиболее яркие моменты того времени получили отражение в произведениях искусства. Это и петергофский Большой Каскад с его «Самсоном, раздирающим пасть льва», символизирующим победу над войсками шведского короля Карла XII в 1709 г. (лев и поныне присутствует на гербе Швеции) и «Персеем», держащим в руках отрубленную голову Горгоны, которой скульптор Щедрин придал портретное сходство с шведским королем. Это и памятник величайшему русскому полководцу А.В. Суворову, изображенному римским богом войны Марсом, установленный на Марсовом же поле Петербурга, и могучий Медный Всадник, попирающий змею, символизирующую трудности, преодоленные Петром I.
Ярким примером аллегории в живописи является картина неизвестного художника «Апофеоз Петра I». Центром композиции является Петр на коне, попирающем шведского льва. Справа – группа побежденных во главе с Карлом XII, а по углам – библейские персонажи, прославившиеся в единоборстве со львами.
Возвращаясь к предисловию, становится ясно, что аллегории являются одним из излюбленных приемов творческих людей для запечатления в истории событий, людей, современниками которых они были.