Занятие 4 Нормы словоупотребления
Проверка домашнего задания Проверка домашнего задания
Сочетаемость слов Сочетаемость слов Соблюдение норм сочетаемости представляет собой важнейший и необходимый признак литературного словоупотребления Нельзя нарушать устойчивость и воспроизводимость оборота. страх берет, тоска берет, смех берет, охота берет, но недопустимы сочетания: радость берет или удовольствие берет Нельзя нарушать устойчивость и воспроизводимость оборота. страх берет, тоска берет, смех берет, охота берет, но недопустимы сочетания: радость берет или удовольствие берет Сочетание слов не должно в принципе противоречить смыслу соединяемых понятий. Нельзя сказать: высоченный домик или маленький домище, радостное мыло или душистое событие. Сочетание слов не должно в принципе противоречить смыслу соединяемых понятий. Нельзя сказать: высоченный домик или маленький домище, радостное мыло или душистое событие. Исключением являются окказиональные сочетания и оксюмороны: красный смех (Л. Андреев),седая юность (Герцен), живой труп (Л. Толстой), радостная печаль (Короленко), конфетная боль (Вс. Иванов) Исключением являются окказиональные сочетания и оксюмороны: красный смех (Л. Андреев),седая юность (Герцен), живой труп (Л. Толстой), радостная печаль (Короленко), конфетная боль (Вс. Иванов)
Сочетаемость слов Ошибки часто возникают из-за стилистически несоразмерного, несозвучного соединения слов Сочетаемость слов Ошибки часто возникают из-за стилистически несоразмерного, несозвучного соединения слов «Нельзя к цветку в виде дополнения подвесить шуруп. Нельзя к нитке жемчуга на женской шее присоединить в виде подвесок канцелярские скрепки. Нельзя к слову дворец присоединить слово бракосочетаний. Объяснить, почему этого нельзя делать, тоже нельзя. Дело сводится к языковому слуху, ко вкусу, к чувству языка, а в конечном счете к уровню культуры» В. Солоухин «Осенние листья» «Нельзя к цветку в виде дополнения подвесить шуруп. Нельзя к нитке жемчуга на женской шее присоединить в виде подвесок канцелярские скрепки. Нельзя к слову дворец присоединить слово бракосочетаний. Объяснить, почему этого нельзя делать, тоже нельзя. Дело сводится к языковому слуху, ко вкусу, к чувству языка, а в конечном счете к уровню культуры» В. Солоухин «Осенние листья»
Творческое задание Творческое задание Внимание! Задание микрогруппам: подберите как можно больше эпитетов к словутишина Внимание! Задание микрогруппам: подберите как можно больше эпитетов к слову тишина
Тестирование по теме «Нормы словоупотребления». Тестирование по теме «Нормы словоупотребления». Ответы: 1 – 4; 2 – 2; 3 – 4; 4 – 3; 5 – 2; 6 – 3; 7 – 3; 8 – 2; 9 – 4; 10 – 1; 11 – 1; 12 – 3; 13 – 4; 14 – 4; 15 – 2.Ответы: 1 – 4; 2 – 2; 3 – 4; 4 – 3; 5 – 2; 6 – 3; 7 – 3; 8 – 2; 9 – 4; 10 – 1; 11 – 1; 12 – 3; 13 – 4; 14 – 4; 15 – 2.
Виды лексических ошибок и речевых недочётов Виды лексических ошибок и речевых недочётов Вид ошибкиПример 1 Употребление слова в несвойственном ему значении Зимой нас согревали мемуары о летнем отдыхе. 2 Ошибки, вызванные смешением в речи паронимов Канал оказался судоходным и очень длительным. 3 Употребление слов иной стилевой принадлежности Следствие выявило наплевательское отношение Ивановой к исполнению своих должностных обязанностей. 4 Неуместное использование эмоционально окрашенных слов и словосочетаний Автор данного текста то и дело прибегает к гиперболе. 5 Неоправданное употребление просторечий Скрываясь за образом Белкина, А. С. Пушкин хотел надуть цензоров.
Виды лексических ошибок и речевых недочётов Виды лексических ошибок и речевых недочётов Вид ошибкиПример 6 Нарушение лексической сочетаемости Это не имеет никакой роли. 7 Плеоназм, речевая избыточность Пожилой старик; очень премилый. 8 Тавтология, употребление близко (в одном предложении) родственных слов В повести писатель повествует о своём детстве. 9 Неоправданный повтор словаАвтор повести показывает нам жизнь деревни. Автор повести пытается быть правдивым в её изображении. 10 Смешение в речи синонимичных слов В итоговом предложении текста допущена ошибка. 11 Речевая недостаточность, алогизм Внимательно слушают ребята о героизме и мужестве русских солдат.
тестирование по теме «Лексика» продолжить работу над составлением плана-конспекта урока дополнить таблицу «Виды лексических ошибок и речевых недочётов» своими примерами