МАДОУ «Детский сад 393» из опыта работы педагога-дефектолога Осмехиной А.В. «Взаимодействие педагогов и семьи (группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР)
статья 38 п.2 КОНСТИТУЦИИ РФ О ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ: «Воспитание в семье обычно осуществляется всеми взрослыми членами семьи, которые передают детям свой опыт, свое умение, представление о плохом и хорошем. Но права и обязанности по воспитанию и ответственность за воспитание детей целиком возлагается на их родителей. Родители свободны в выборе средств и методов воспитания, однако пределы осуществления их прав ограничены целью воспитания: они обязаны заботиться о здоровье детей, их физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, об обучении своих детей. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от г. 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования») п. 2.12: « Общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, которая должна быть реализована в группах компенсирующей и комбинированной направленности, рассчитывается с учетом направленности программы, в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на: … взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие. В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова " взаимодействие " объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.
Приказ Министерства образования и науки РФ от г. 655 п. 3.4: «В содержании коррекционной работы должно быть отражено взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов ОУ и специалистов в области коррекционной педагогики, …специализирующихся в области оказания поддержки детям с ОВЗ»
Трудности (сложности, проблемы) во взаимодействии с семьей Непонимание родителями роли дефектолога, логопеда, психолога Негативное отношение родителей к педагогам Адаптация детей к новым условиям Адаптация «команды» педагогов не только к детям и родителям, но и друг к другу
А мы думаем…
Этапы работы Подготовительный Основной Заключительный
Подготовительный этап Задачи: выявить особенности семейного воспитания детей с ОВЗ; согласовать общие правила взаимодействия взрослых (педагогов и родителей) к детям с ОВЗ; согласовать принципы взаимодействия с семьёй; спланировать систему мероприятий взаимодействия с семьёй.
Мероприятия подготовительного этапа: знакомство с жизнью каждой семьи- АНКЕТА заседание «Семейного досуга»- РИСУНКИ детей на тему «Вечер в моей семье» ПРИНЦИПЫ взаимодействия с родителями анализ отношения родителей к своим детям- ПРАВИЛА
Будь к своему ребёнку в меру добр и требователен, если хочешь чего-то добиться Правила для родителей Покажи своему ребёнку хороший пример Прежде чем дать оценку действиям ребёнка, попробуй вникнуть в ситуацию
Основной этап: реализация взаимодействия с семьёй Задачи: создание сплочённого коллектива педагогов, детей и родителей педагогическое образование родителей на основе установившего доверия родителей к педагогам
Герб семьи.
Альбомы «Летний отдых»
Создание книг «Тайна моего имени»
Общие дела Осенний поход Масленица Трудовой десант
Игровое взаимодействие детей и родителей В планетарии… В цирке… «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДУ»
Заключительный этап Задачи: проанализировать эффективность взаимодействия с семьей; определить дальнейшие перспективы разработки проблемы
Структурно-функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи Информационно – аналитический блок Практический блок Контрольно – оценочный блок
Результаты мониторинга родителей
Осенью 2011г. разработан проект «Как прекрасен этот мир», направленный на взаимодействие семьи, детского сада и Пермской государственной художественной галереи. В феврале 2012г. мы начали его реализовывать, в настоящее время реализация подходит к концу, но пока рано подводить итоги. Мы не стоим на месте
Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов.
Спасибо за внимание!