ФГКОУ «Московское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» «Все дети могут успешно учиться, если школа умеет учить»Д.Г.Левитас Современные образовательные компетенции: общая характеристика, особенности реализации. ВрИО зав. учебным отделом, старший методист М. В. Кочепасова «Все дети могут успешно учиться, если школа умеет учить»Д.Г.Левитас Современные образовательные компетенции: общая характеристика, особенности реализации. ВрИО зав. учебным отделом, старший методист М. В. Кочепасова
Технологический подход в обучении. Цели образования XXI века: ·уметь жить; ·уметь работать; ·уметь жить вместе; ·уметь учиться.
Компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством: технологий; ·содержания образования; ·стиля жизни образовательного учреждения; ·типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися. В технологическом подходе изначально присутствует ориентация на управляемость образовательного процесса, что предполагает четкую заданность целей и способов их достижения.
Иерархия компетенций: ·ключевые компетенции – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; ·общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; ·предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Ключевые компетенции: ценностно-смысловая компетенция; учебно-познавательная компетенция; социокультурная компетенция; коммуникативная компетенция; информационная компетенция; здоровьесберегающая компетенция.
Ключевые компетенции. Ценностно-смысловая компетенция (мировоззрение, ценностные ориентиры обучающегося, механизмы самоопределения в различных ситуациях): ·формулировать свои ценностные ориентиры по отношению к изучаемым предметам и сферам деятельности; ·владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок; ·осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.
(элементы логической, методологической, общеучебной деятельности; целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка; приемы решения учебно- познавательных проблем; функциональная грамотность): 1.ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель; 2.организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; 3. задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; Ключевые компетенции. Учебно-познавательная компетенция
Ключевые компетенции. Учебно-познавательная компетенция 4. ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы; 5. выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графически редакторы, презентации); 6. иметь опыт освоения научной картины мира.
Ключевые компетенции. Социокультурная компетенция: (познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере) 1. владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
Ключевые компетенции. Социокультурная компетенция: 2. определять свое место и роль в окружающем мире, семье, коллективе, государстве; владеет культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффектными способами организации свободного времени; 3. иметь представления о разных системах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь собственный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе; 4. действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений; 5. владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др.
Ключевые компетенции. Коммуникативная компетенция: (знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями) 1.уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление; 2. уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка; 3. владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
Ключевые компетенции. Коммуникативная компетенция: 4. владеет разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями; 5. владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы; 6. иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанном на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
Ключевые компетенции. Информационная компетенция: (поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача; владение современными информационными технологиями): 1.владеть навыками работы с различными источникам информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD - ROM, Интернетом; 2. самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
Ключевые компетенции. Информационная компетенция: 3. ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное, необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ; 4. владеет навыками использования информационных устройств: компьютер, телевизор, магнитофон, телефон, мобильный телефон, пейджер, факс, принтер, модем, копир; 5. применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио- видеозапись, электронная почта, Интернет.
Ключевые компетенции. Здоровьесберегающая компетенция: (способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития; эмоциональная саморегуляция и самоподдержка; личная гигиена, забота о собственном здоровье, половая грамотность; внутренняя экологическая культура; способы безопасной жизнедеятельности): 1. иметь опыт ориентации и природосообразной экологической деятельности в природной среде (лесу, поле, на водоеме и др.); 2. знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;
Ключевые компетенции. Здоровьесберегающая компетенция: 3. иметь позитивное отношение к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля; 4. знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами первой медицинской помощи; 5. владеть элементами психологической грамотности, половой культуры поведения; 6. иметь многообразие двигательного опыта и уметь использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации отдыха и досуга; 7. уметь подбирать индивидуальные средства и методы развития своих физических качеств.
1.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. М.: Вита-Пресс, Гузеев В. В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. М.: Народное образование, Педагогические технологии и инновации 5.Развивающие педагогические технологии 6.Технологии обучения в структуре целостно го педагогического процесса Литература