Использование элементов технологии модульного обучения на уроках географии. Малявко Александр Михайлович, учитель географии
Зачем нужна география?
Технология модульного обучения – это сочетание целей, принципов, способов проектирования, конструирования дидактических материалов, рейтинговая система оценки и контроля достижений
Модулем называют особый функциональный узел, в котором учитель объединяет содержание учебного материала и технологию овладения им учащимися.
Преимущества: генерализацию учебного материала, его разбивку на модули; комплексное планирование задач урока; оптимальную последовательность этапов урока; дифференцированный подход к учащимся; максимальную индивидуализацию продвижения учащихся в обучении; усиление мотивации обучения; самооценки и саморегуляции учащимися своих учебных достижений; варьирование функции педагога от информационно – контролирующей до консультативно – координирующей; адаптацию к индивидуальным особенностям обучаемых за счёт диагностики знаний и темпа усвоения; гарантии запланированных конкретных результатов в обучении учащихся; варьирование компонентов модуля согласно образовательным задачам.
Модуль 1 порядка Модуль 2 порядка Модуль 3 порядка Модуль 4 порядка Модуль 5 порядка Учебный элемент (этап урока) Пример УЭ: Факторы, влияющие на размещение отраслей машино- строения Модуль (урок или занятие) Пример: Машино- строительный комплекс Раздел, тема, часть Пример: Межотраслевые комплексы России Учебный курс Пример: География России. Население и хозяйство Школьный предмет Пример: География
Инструкция 1 Тема: Нефтяная промышленность. 10 класс. Цель: охарактеризовать мировую нефтяную промышленность по типовому плану; объяснить особенности территориального разрыва возникшие между районами добычи и потребления нефти при работе с различными средствами обучения. Оборудование: учебник Т.5, п.1, пункт 3 стр.113, рис.24, 25 стр.115, табл.4 стр.114, карта атласа стр.16 «Энергетика», В.П. Максаковский «Дополнительные главы» стр Задание: прочитайте текст учебника, «Дополнительные главы», проанализировать рисунки, таблицы и выполнить следующие задания: - задание 2 стр.153 в учебнике; - вопрос 2 стр.156 из «Блока самоконтроля и взаимного контроля» - по карте атласа определите нефтяные провинции. Запишите их в тетрадь. Контроль: учитель
Инструкция 2 Тема: Растениеводство.10 класс. Цель: конкретизировать принципы размещения зерновых и технических культур; Оборудование: учебник Т.5, п.2,пункт 3- 4 стр ,рис стр , карта атласа стр.22 «Сельское хозяйство», В.П. Максаковский «Дополнительные главы» стр Задание: прочитайте текст учебника, «Дополнительные главы», проанализировать рисунки, таблицы и выполнить следующие задания: - задание 12 стр.154 в учебнике; - выпишите десять стран по производству зерновых культур; - проанализировать структуру посевных площадей зерновых культур. Контроль: взаимный контроль
Модуль 12: «Европейский Север» 9 класс Учебный элемент (УЭ) 7: Цель: изучить особенности численности населения, иметь представление об этническом и религиозном составе населения. Задание: проанализируйте таблицу в книге «Дополнительные главы», карты атласа «Плотность населения» и «Народы», сделайте вывод и запишите в тетрадь : - численность населения экономического района; - размещение его по территории; - народы, каких языковых семей и групп проживают на Европейском Севере; - религиозный состав населения. Контроль: осуществляет одноклассник Использовать: учебник, атлас, книга «Дополнительные главы».
Цели Ближние Перспективные (знания, умения, навыки) (развитие творческих способностей личности) Средние (общеучебные умения и навыки)
Типизация на основе особенностей и носителя учебной информации п/пТип учебного элемента Носитель учебной информации 1. ТекстовыйУчебник, дополнительная литература, журналы, газеты. 2. Картографичес кий Атлас, карты, планы, картосхемы. 3. ТабличныйТаблицы, графики, блок – диаграммы. 4. Иллюстрирова нный Фото, рисунки, репродукции. 5. СловесныйУчитель, докладчик, лектор. 6. КомпьютерныйБаза данных. 7. Аудио - видеоВидео, кино, слайды, магнитозаписи, диски. 8. НатурныйЛандшафт и его компоненты. 9. СмешанныйНосители всех типов, названных выше.
Модуль 2 «Природные комплексы Русской равнины», 8 класс УЭ 8 (Работа в группах) Цель: закрепить представление о рекреационных ресурсах Русской равнины. Научиться практическому применению знаний. Задание: представьте, что вы – директор туристической фирмы, занимающийся организацией отдыха иностранных туристов. Ваша фирма расширяется. Разработайте новый туристический маршрут по Русской равнине. Используйте: учебник п.п. 28 стр , карты атласа, дополнительную литературу.
Модуль 1 «Топливно-энергетическая промышленность»,10 класс. УЭ 9 (Работа в группах) Цель: углубить представление о географии нефтяной промышленности. Учиться решать экономические проблемы. Ролевая игра: собрались представители «большой семёрки». Выберите себе роль – ты представитель ________________. Подберите партнёров, играющих роль представителей других стран «восьмёрки». Обсуждаемая проблема: неожиданно прекратились полностью поставки нефти из зоны Персидского залива.
Задача совещания: Оценить ситуацию. Какие последствия ожидают мир и экономику вашей страны? Предложите мероприятия. Как выйти из кризиса? Используйте: учебник Т.5,п.п. 1, п. 2-3, рис , атлас, журнал «Англия» 125, 1/ 1993.
Проблемы: отсутствие модульных программ; отсутствие аппарата организации усвоения знаний, умений и навыков в учебниках; определённые временные затраты при разработке инструкций, модулей, учебных элементов; тиражирование инструкций.