Сохранение психологического здоровья учащихся – приоритетное направление в образовании. Педагог-психолог ГОУ кадетской школы 1784 Шальнова А.А.
Психологическое здоровье – это главная способность человека усваивать, перерабатывать новую информацию, успешно реализовывать ее. полноценное психическое развитие на всех этапах детства удовлетворение возрастных потребностей ребенка успешность овладения им ведущей деятельности возраста духовное развитие, развитие личности психологическое здоровье
Психологическое здоровье позволяет личности постепенно стать самодостаточной, регулирующей свои психические процессы, ориентирующейся в поведении и отношениях не только на задаваемые извне нормы, но и на внутренние осознанные ориентиры. Составляющими (компонентами) психологического здоровья являются: социальный, эмоциональный и интеллектуальный аспекты развития личности.
Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению. Основная функция психологического здоровья – это поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности.
Дошкольник. Развитая активность и любознательность, открытость миру взрослых, доверчивость и подражательность наряду со стремлением к самостоятельности и игровым отношением к миру. Младший школьник. Наличие широкой учебной установки, любовь к учению, вера в собственные возможности, уважение к общественному взрослому, учителю. Старшеклассник. Устремленность в будущее, поиски смысла жизни, построение целей и планов будущего. Подросток. Стремление к самопониманию, самовыражению и самоутверждению, утверждение ценностных ориентаций. Проявления психологического здоровья
Что ведет к снижению психологического здоровья учащихся? Школьные проблемы: несправедливое осуждение ребенка в школе; прямое насилие или косвенное оскорбление со стороны одноклассников; невнимание, излишняя строгость, предвзятость к личности ребенка; завышенные требования со стороны учителя; равнодушие к тем семейным обстоятельствам, в которых живет и развивается ребенок Семейные проблемы: особенности стиля воспитания; завышенные требования родителей; отсутствие эмпатии во внутрисемейных отношениях; открытые экстремальные ситуации и ситуации физического насилия
Как и в семье – самые близкие люди порой становятся друг для друга, поневоле или сознательно, источником страданий и слез, болезней и разочарований в жизни, так и в школе – самый озабоченный развитием и обучением ребенка человек, учитель, становится иногда причиной детского энуреза, невроза, ненависти к учению, неверию в себя. Отметка – это винтовка, направленная в лоб ребенка. Д.Б. Эльконин
Психологические угрозы в образовательной среде Список «угроз», взятый из книги педагога В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям»: скука; предельное напряжение умственных сил ребенка на уроке и в процессе выполнения домашних заданий; изматывающие, издергивающие нервную систему детей умственные, эмоциональные и физические перегрузки; педагогический и родительский «психоз» отличных отметок; многолетний временной цейтнот на уроке и при выполнении домашних заданий; формализм программных знаний; нервозность школьной обстановки, в которой царит торопливость, напряжение, поощряются конкурентные отношения между школьниками; недоверие к ребенку, к его желанию учиться, к его индивидуальности. Школьные факторы риска (М. Безруких): это стрессовая тактика педагогических воздействий, несоответствие методик и технологий возрастным и индивидуальным возможностям ребенка, нерациональная организация образовательного процесса, в особенности режима движений, отдыха, питания; недостаточная психологическая компетентность педагогов.
или хорошее образование - или хорошее здоровье хорошее образование и сохраненное (не преумноженное, а не растраченное) здоровье образование, которое «ведет здоровье за собой»
Способы сохранения психологического здоровья в условиях образовательной среды: Определение и развитие возможностей и способностей ребенка, резервов развития каждого возраста Создание благоприятного для развития ребенка психологического климата Оказание своевременной психологической помощи и поддержки детям, их родителям и учителям Профилактика развития школьной тревожности, низкой самооценки Предпрофильная ориентация учащихся Выявление учащихся «группы риска» Оказание психологической помощи учащимся в период обучения и подготовки к ЕГЭ Формирование навыков психорегуляции; развитие уверенности в себе.
Психологическое просвещение родителей и педагогов для оказания помощи детям и преодоления трудностей семейного воспитания Профилактическая работа по повышению психолого- педагогической компетентности родителей Формирование психологической культуры педагогов и родителей Организация тематических родительских собраний и педсоветов Информирование родителей о возрастных особенностях учащихся и результатах диагностических исследований.
«Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В.А. Сухомлинский Психологическая безопасность – одно из требований безопасности образовательного процесса, одно из условий качества образования, столь же важное, как антитеррористическая, пожарная, санитарно-эпидемиологическая безопасность.
P.S. Поздравляю с началом нового учебного года! Желаю успехов в реализации психолого-педагогической, социальной работы!