Идет война народная урок литературы по повести Бориса Васильева А зори здесь тихие…
Содержание урока Исторические события, на фоне которых развивается действие Анализ повести А зори здесь тихие… Домашнее задание
Великая Отечественная война г г.
Перестройка жизни страны * 30 июня 1941г. Образовывается Государственный Комитет Обороны И.В.Сталин Верховный главнокомандующий К.Е.ВорошиловЛ.П.БерияВ.М.Молотов
Перевод экономики на военный лад Перераспределение финансовых и трудовых ресурсов на нужды фронта Увеличение выпуска военной продукции Ужесточение трудовой дисциплины Массовая эвакуация на восток (10млн.чел.) Перебазировано оборудование ряда крупнейших заводов
Народная борьба с агрессором Народные ополчения – 2 миллиона человек Самое активное желание встать на защиту страны проявила молодежь.Юноши и девушки, не достигшие призывного возраста, приходили в военкоматы, требуя отправить их на фронт. В бой – вот наше единое желание! В самую горячую схватку с врагом! Мы знаем, что предстоящие бои будут самыми жестокими, но ничего не страшит нас.Врагу нет пощады! (из заявления выпускников 10-ого класса города Мурманска).
Повесть Бориса Львовича Васильева « А зори здесь тихие…» Женщина для меня – это воплощенная гармония жизни. А война – всегда дисгармония. И женщина на войне – это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений. А наши женщины шли на фронт и воевали на передовой рядом с мужчинами… Борис Васильев Борис Васильев
Эпиграфы: как они соотносятся с содержанием урока? 1)Ты, гори, зари полоска узкая, По земле ползет пожара дым… Мы тебя, земля родная, русская, Никогда врагам не отдадим! И. Молчанов 2) У войны не женское лицо. С. Алексиевич
Слово о писателе Борисе Васильеве 1) Краткая биография 2) Основные его произведения «В списках не значился» «Не стреляйте в белых лебедей» «Клавочка»
Отзыв о повести Б.Васильева План 1. О каких событиях рассказывается в повести? 2 Кто ее герои? Как погибают девушки? 3. Какие эпизоды вам запомнились больше всего? Почему? 4 Какие чувства вы испытывали, когда прочитали последнюю страницу произведения?
Вопросы для беседы по содержанию повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…» Где происходит действие повести? Как Вы думаете,почему в повести так подробно рассказывается о мирной жизни девушек на 171-ом разъезде? Что привело девушек на фронт? Что мы узнаем об их прошлом?Почему воспоминания о довоенной жизни Лизы, Гали, Сони и Жени автор дает перед описанием гибели каждой из них? Почему погибла Лиза – она ведь была опытнее других? Почему Женя Комелькова не затаилась, а приняла бой? Как погибли Соня и Галя? Можно ли их осуждать за нелепую смерть?
Федот Васков Как показывает Борис Васильев этого героя в повести? Под воздействием каких событий меняется он?(эволюция героя) 1. Встреча зенитчиц: суровый, сухой, холодный, скрытный, придерживающийся только устава, малограмотный, не умеющий принимать решения 2. Пленение немцев: глубоко переживающий, страдающий, умеющий быть твердым
Как вы понимаете смысл заглавия повести? Заглавие подчеркивает весь ужас, всю дикость этой войны Девушки-зенитчицы возвратили тишину зорям, и зори, в свою очередь, хранят память о происшедших событиях, хранят свято, как и прежде, тишину Заглавием Б.Васильев выразил главную мысль, которая проходит через всю повесть: девушки погибли во имя светлого будущего, во имя того,чтобы над нашей страной всегда было чистое небо,тихие зори…Самим заглавием автор выражает протест против войны.
Рецензия на повесть Рецензия (от лат. «оценка») – отзыв, критическая оценка художественного, научного, публицистического произведения. 1.Визитная карточка писателя (краткая справка об авторе: кто он? Этапы жизни, творчества, основные произведения). 2.История создания произведения. - творческий замысел - тема (о чём?) - проблематика (круг вопросов, поставленных автором) - идея (главная мысль) - актуальность - смысл названия
Продолжение плана рецензии 3. Анализ произведения, его критическая оценка - сюжет (кратко) - композиция (построение, цель такого построения) - герои, их мысли, их поступки, их взаимоотношения друг с другом - авторская позиция, её воздействие на читателя
Продолжение плана рецензии 4. Особенности художественной манеры писателя (выбор изобразительно-выразительных средств) 5. Особенности издания. Мастерство иллюстратора. Взаимопонимание художника и писателя (если иллюстрируется книга) 6. Понравилось или нет произведение? Почему? Всё ли интересно, важно, художественно изобразительно? Мысли, чувства, впечатления, которые вызвало у вас произведение.
Анализ эпизода Сцена прибытия на разъезд и обустройство Что общего заключено во всех девушках – зенитчицах? Каким чувством окрашивает автор этот эпизод, описывая взаимоотношения Васкова и зенитчиц?
Эпизод гибели Лизы Бричкиной При помощи каких художественных средств автор передает состояние девушки? Эпитеты: острая боль, холодная жидкая грязь, одинокий крик Антитеза: жидкое месиво – синее прекрасное небо
3. Метафора: «копошившийся ужас вдруг разом выплеснулся наружу» 4. Сравнение: «свет солнца, как обещание завтрашнего дня»
5. Подбор глаголов подчеркивает безысходность положения Лизы: рванулась, потеряли, повисли, сдавила, тащило, извивалась, крик звенел, взлетал, путался, падал, взлетал Итак, как автор передал свое отношение к героине?
Эпизод гибели Жени Комельковой 1. Почему она оказалась один на один с фашистами? 2. Какими словами передается несовместимость: женщина и война?
Эпизод гибели Риты Осяниной 1. Что заботило Риту перед смертью? 2. Как передает автор ощущение Васкова, когда он услышал выстрел? («Он скорее почувствовал, чем расслышал…», Глаголы, деепричастия: почувствовал, расслышал, замер, вслушиваясь, боясь поверить, побежал – передают напряжение, горечь, жалость
Домашнее задание Написать рецензию на повесть или анализ эпизода (черновой материал) Вечная память героям! Память о них никогда не умрет!