Выделение. Мочевыделительная система Урок подготовлен Лебедевой Т.И. учителем биологии МОУ СОШ с.Пышлицы Шатурского района Московской области.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выделение. Мочевыделительная система Какое отношение имеют эти предметы к теме нашего урока? ЛОХАНЬПИРАМИДА ПОЧКИ ЧАШКА.
Advertisements

Выделение. Мочевыделительная система. Этапы обмена веществ Н2ОН2ОСО 2 Мочевина Соли Поступление веществ Н2ОН2ОСО 2 Внутриклеточный обмен Из жиров и углеводов.
Выделение. Мочевыделительная система Урок биологии в 8 классе.
Органы выделения. Учитель биологии Раскаткина Вера Юрьевна.
Тема урока: «Строение и функции мочевыделительной системы. Профилактика заболеваний». УчительМОУСОШ1 с.Александров-гай Хамитова Г.М.
Выделительная система. Выделение - это процессы удаления из организма веществ, образующихся при обмене веществ.
МОУ Пальниковская средняя общеобразовательная школа УРОК ПО ТЕМЕ: «Строение и функции мочевыделительной системы. Профилактика заболеваний» Составитель:
Органы выделения. Строение и работа почек. Учитель биологии МБОУ СОШ 1 г. Зубцова Папсуева Светлана Владимировна.
«Мочевыделительная система». Сформировать знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы; Раскрыть значение выделения из организма.
Тема: «Выделительная система» Задачи: Изучить особенности строения, функции и гигиену органов выделительной системы.
Что такое выделение? Выделение – это удаление из организма ненужных соединений, образующихся в процессе обмена веществ. Какие органы относятся к органам.
{ Мочевыделительная система Автор: Кокшаров Егор Витальевич, МАОУ СОШ 112, г.Пермь.
Сушенцова Ольга Николаевна МОУ «Гимназия 4» Великий Новгород Биология 8 класс Мочевыделительная система.
Тема: Выделение Урок: «Система органов выделения. Строение, функции. Конечные продукты обмена веществ» Выполнила: Савина Н.Б., учитель биологии МБОУ СОШ.
«Мочевыделительная система». Цель урока: Сформировать знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы; Раскрыть значение выделения.
Значение выделительных процессов Конечными продуктами распада углеводов и жиров являются вода и углекислый газ. При распаде белков, кроме углекислого.
Органы выделения. Выделение продуктов обмена CO 2 и пары Н 2 О – через легкие. Н 2 О и избыток солей – через кожу. Основная часть вредных веществ – через.
На дом: § 40 Пименов А.В Глава VIII. Выделение Тема: Органы выделения Задачи: Дать характеристику выделительным процессам и изучить строение мочевыделительной.
Строение и функции органов мочевыделительной системы Органы выделения организма.
Мочевыделительная система. Мочевыделительная система. «Строение и функции мочевыделительной системы. Профилактика заболеваний». «Строение и функции мочевыделительной.
Транксрипт:

Выделение. Мочевыделительная система Урок подготовлен Лебедевой Т.И. учителем биологии МОУ СОШ с.Пышлицы Шатурского района Московской области

Какое отношение имеют эти предметы к теме нашего урока? ЛОХАНЬПИРАМИДА ПОЧКИ ЧАШКА

Сегодня на уроке мы… Изучим строение и функции органов мочевыделительной системы. Научимся узнавать их на рисунке. Узнаем, как образуется моча. Чем отличается первичная моча от вторичной. Сможем объяснить, почему важно иметь здоровые почки.

Этапы обмена веществ Н2ОН2ОСО 2 Мочевина Соли Поступление веществ Н2ОН2ОСО 2 Внутриклеточный обмен Из жиров и углеводов Из белков Выделение продуктов обмена

Выделение веществ за сутки из организма человека (по Старлингу и др.) Название органа Вода Углекис- лый газ Твердые вещества Кожа 700 – 900 г4 – 6 л7 – 9 г Почки 1500 г30 – 50 см 3 60 – 65 г Легкие 500 г450 – 500 лНет

Эволюция выделительной системы животных

Строение мочевыделительной системы ПОЧКИ МОЧЕВОЙ ПУЗЫРЬ МОЧЕТОЧНИКИ МОЧЕИСПУСКАТЕЛЬНЫЙ КАНАЛ МОЧЕВЫВОДЯЩИЕ ОРГАНЫ МОЧЕОБРАЗУЮЩИЙ ОРГАН

Вставьте в текст необходимые по смыслу слова из словарика, рисунок на слайде поможет вам. ТЕКСТ: У человека ? почки. Расположены они на уровне ?, с обеих сторон ?. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 –1,5 см ниже левой. По ? почка напоминает боб. Величина ? – с кулак человека. ? – г, длина – см, ? – 5-6 см. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники. ? - трубочки длиной 30 см, 4-7мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю. Мочевой пузырь ? орган, ? мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами? ПОЧКИ МОЧЕВОЙ ПУЗЫРЬ МОЧЕТОЧНИКИ МОЧЕИСПУСКА- ТЕЛЬНЫЙ КАНАЛ СЛОВАРИК: объемом, две, форме, почки, Мочеточники, поясницы, непарный, позвоночника, ширина, Масса.

У человека две почки. Расположены они на уровне поясницы, с обеих сторон позвоночника. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 -1,5 см ниже левой. По форме почка напоминает боб. Величина почки – с кулак человека. Масса – г, длина – см, ширина – 5-6 см. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники. Мочеточники - трубочки длиной 30 см, 4-7 мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю. Мочевой пузырь непарный орган, объемом мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами?

Словесные пропорции Образец: Орган : система органов = ? : ткань Ответы для выбора: организм, особь, клетка, органоид Решите предложенные пропорции, используя слова-подсказки: трубочки, почки, кожа, моча, выделение. (Не попадитесь в ловушку, здесь есть лишние слова) 1.мочевой пузырь : мочевыводящий орган = ? : мочеобразующий орган 2.легкие : углекислый газ = почки : ? 3.мочевой пузырь : мускульный мешок = мочеточники : ? почки моча трубочки

Строение почки Плотная оболочка Пирамидки мозгового слоя Корковый слой Мозговой слой Малая почечная чашка Лоханка Большая почечная чашка Почечная артерия Почечная вена Мочеточник

Проверьте свои знания

Микростроение почки

Уберите лишнее 1.Извитой каналец 2.Петля 3.Лоханка 4.Собирательная трубочка 1.Капиллярный клубочек 2.Мочеточник 3.Извитой каналец 4.Капсула

Извитой каналец Капиллярная сеть канальца Почечная капсула Собирательная трубочка Капиллярный клубочек Какими номерами обозначены части нефрона: ОТВЕТЫ: 2,1,4,5,3

Работа нефрона

Куда попадут ненужные вещества из собирательной трубочки? Расположите органы в нужной последовательности. 1.Мочевой пузырь 2.Мочеточники 3.Лоханка 4.Почечные чашки 5.Мочеиспускательный канал ОТВЕТ:4,3,2,1,5

Какой процесс в организме иллюстрируют эти числа? 1500 литров 150 литров 1,5 литра ОТВЕТ: 1500 л крови фильтруется за сутки через клубочки; 150 л первичной мочи образуется; 1,5 литра – вторичной.

Сравните состав первичной и вторичной мочи. Объясните разницу.

Функции почек Осмыслите факт: при нарушении обеих почек наступает сильное отравление всего организма и человек погибает уже через 5 дней. Объясните: а) Какими веществами отравляется человек с поврежденными почками, хотя никакие яды в организм из окружающей среды не поступали? б) Какие функции выполняют почки? Функции почек: 1) выделительная (выводят избыток воды, солей, продукты метаболизма); 2) защитная (выведение токсических соединений, образовавшихся в процессе обмена веществ). 3) участвуют в поддержании гомеостаза.

Используя знания, полученные на уроке, объясните содержание стихотворения Они как два больших боба На связках закрепились, У позвоночного столба Уютно разместились. Фильтруют почки нашу кровь С невиданным упрямством, Чтобы во внутренней среде Держалось постоянство. Нефрон содержит капсулы, Канальцы и клубочки. Нефронов целый миллион Содержат наши почки. Проходит кровь через нефрон, Каналец здесь решает, Чему вернуться в организм, А что он удаляет. Мы смолоду должны учесть Что нам всего дороже: Беречь должны не только честь, Но наши почки тоже.

Составьте рассказ по схеме Кора головного мозга – контроль мочеиспускания Регуляция работы почек Нервная (нервными импульсами) Гуморальная (гормонами) Симпатическая н.с. уменьшает V мочи Парасимпатическая н.с. увеличивает Vмочи Гормон вазопрессин уменьшает V мочи (АДГ)

Какое отношение имеют эти предметы к теме нашего урока? ЛОХАНЬПИРАМИДА ПОЧКИ ЧАШКА

Продолжите фразу: Изученный материал дает мне… Полученные знания я могу применить… Мысленно воспроизведите урок. Ответьте на вопросы: На каких этапах и почему возникли сложности? Можно ли было их избежать? Что для этого нужно сделать? За что Вы можете себя похвалить?

Домашнее задание. Стр прочитать и ответить на вопросы. Заполнить таблицу «Мочевыделительная система»: ОрганСтроениеФункции *по желанию «О чем расскажет анализ мочи» Дополнительная литература: Физиология человека. А.Г. Хрипкова и др.. – М., 1976 Биология. 9 класс. Сборник рефератов. Часть 2. - М.: Эксмо, Зверев И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: Просвещение, 1971.

Проверьте свои знания

Причины заболеваний почек Осложнение после ангины, гриппа, скарлатины, кариеса Восходящие инфекции при несоблюдении правил гигиены Переохлаждение (особенно поясничной части) Переедание; мясо, острые продукты, алкоголь Ядовитые вещества (в т.ч. алкоголь, компоненты табачного дыма, некоторые лекарственные препараты и др.)

Сравните анализ мочи здорового и больного человека

Дайте объяснения фактам Каждый грамм почечной ткани потребляет в 8 раз больше кислорода, чем такое же количество мышечной ткани сердца. Потребление кислорода почками равняется в среднем 1/11 всего потребления кислорода телом, хотя почки сос­тавляют лишь 1/112 веса тела. Следовательно, для обра­зования мочи затрачивается очень большое количество энергии. Вес почек у новорожденных по отношению веса тела вдвое больше, чем у взрослых Добавочная почка - очень редкий вид аномалии, в мировой литературе описано всего 50 случаев

Объясните с научной точки зрения К энергоемким органам, то есть таким, на функционирование которых тратится значительная энергия, относят сердце и почки. При этом масса данных органов невелика. Объясните приведенные факты. Продолжите список энергоемких органов. Укажите органы, которые можно считать неэнергоемкими. Почему?

Найдите в списке один лишний объект. Аргументируйте свой выбор. Почка Мочеточник Мочеиспускательный канал Надпочечник Мочевой пузырь.

Источники: Воронина, Г. А. Школьные олимпиады. Биология. 69 классы / Г. А. Во­ронина. М.: Айрис-пресс, с. (Школьные олимпиады). Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.. Биология. Человек: Учеб. для 8 кл. общеобразовательных учреждений - М.: «Вентана-Граф», Е.А. Евсеева // Биология в школе N° Здравушка. Научно-популярный альманах для детей.Составители: Колотило А.С., Шведова Л.П. и др.- Днепропетровск, 1995 – 543 с Контрольные измерительные материалы. Биология. 8-9 классы: материа­лы для организации инспекционного и внутришкольного контроля / авт.-сост. Т.Н. Зайцева, Л.В. Коновалова; ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области». - Курган, с. Лернер Г.И.Биология. Тема «Человек» (89 классы) : Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы / Г.И. Лернер. М. : Эксмо, с. (Мастер-класс для учителя). Мультимедийное учебное пособие «Биология. Анатомия и физиология человека». Просвещение. ЗАО «Новый диск», 2003 Пепеляева О.А., Сунцова И.В.. Универсальные поурочные разработки по биологии (человек): 8 (9) класс. – М.: ВАКО, с. – (В помощь школьному учителю), стр Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. Биология. 8 кл. Человек: Учебн.для общеобра. Уч. заведений. – Дрофа, 2000, 2008 г.г. Электронный образовательный комплекс «Биология, 7 кл. Животные» на основе УМК под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. - «1С», ООО «1С-Паблишинг», «Вентана-Граф», Электронный образовательный комплекс «Биология, 8 кл. Человек», созданный на основе УМК под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. – ЗАО «1С», ООО «1С-Паблишинг», «Вентана-Граф», Электронная энциклопедия К;ирилла и Мефодия, 2007