Разработала учительница биологии Саввинова Надежда Егоровна Кутанинская СОШ им. А.А.Иванова – Кюндэ (Урок - экскурсия)
ЦЕЛЬ УРОКА: Сформировать у учащихся представления об общих предках человека и человекообразных обезъян, о древнейших, древних и ископаемых людях современного типа. Научить школьников сравнивать предков человека и объяснить их сходства и различия; выявлять черты биологической и социальной организации у каждого из них. Убедить старшеклассников в том, что человек мог произойти длительный путь исторического развития, сопровождающийся постепенным усложнением его биологической и социальной организации. Развивать у учащихся умение выделять прогрессивные черты в облике и образе жизни предков современного человека и объяснять причины их появления в процессе эволюции.
Насекомоядные млекопитающие Парапитеки Дриопитеки Проплиопитеки Шимпанзе Горилла Гиббон Орангутан Австралопитеки Древнейшие люди (питекантроп, синантроп, гей- дельберский человек) Древние люди (неандертальцы) Новые люди (кроманьонец, современный человек) РОДОСЛОВНАЯ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫХ ОБЕЗЬЯН
«ПИТЕК» - ОБЕЗЬЯНА «АНТРОП» - ЧЕЛОВЕК АНТРОПОЛОГИЯ – УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ
Самостоятельно заполните таблицу Сравнительные характеристики АвстралопитекПитекантропСинантропНеандерталецКроманьонец Исторический возраст Место обнаружения Вид Объем мозга Особенности черепа Орудия труда Использование огня Речь
ЭТАПЫ ЭКСКУРСИИ: Родословная человека и человекообразных обезъян Загадки речки «Дирин урэх» Австралопитеки Питекантропы Синантропы Неандертальцы Кроманьонцы
Загадки речки Дирин 1982 год – на правой стороне речки Дирин были найдены остатки костей древних людей. Они жили в каменном веке (примерный возраст 3800 лет). По составу почвы – 3,2 – 1,8 млн. лет. Орудии труда, которые были найдены в речке Дирин были похожи на использованных орудий труда Африканскими древними людьми. Около Алдана, Индигирки тоже найдены остатки 35 – 10 тыс. лет см
АВСТРАЛОПИТЕК – ЮЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК Исторический возраст – 1,5 – 5,5 млн лет Место обнаружения – Южная Африка, Восточная Африка, ущелье Олдовай (Танзания), долина р. Омо (Эфиопия), р-н оз. Рудольф (Кения) Вид – зинджантроп, парантроп, плезиантроп Объем мозга – около 600 куб. см Масса – до 70 кг Рост – 150 – 155 см - Особенности черепа – массивные челюсти, небольшие резцы и клыки Орудия труда – палки, камни Использование огня – отсутствовал Речь - отсутствовал
ПИТЕКАНТРОП - ОБЕЗЬЯНОЛЮДИ Исторический возраст – 1,6 млн лет – 200 тыс. лет Место обнаружения – остров Ява Вид – Homo erectus Объем мозга – около 1100 куб. см Рост – 165 – 170 см - Особенности черепа – с мощным надглазничным валиком, уплощенным и низким сводом, выступающим затылком Орудия труда – палки, камни более совершенные Использование огня – поддерживал, но не умел добывать Речь - зачаточная
СИНАНТРОП – КИТАЙСКИЙ ЧЕЛОВЕК Исторический возраст – 1,6 млн – 400 тыс. лет Место обнаружения – Китай, пещера Чжоу – Гоу – Дянь, близ Пекина Вид – Homo erectus Объем мозга – около 1200 куб. см Рост – около 150 см - Особенности черепа – более высокий лоб и свод черепа Орудия труда – примитивные каменные орудия Использование огня – поддерживал, но не умел добывать Речь – зачаточная, примитивная
Вывод: Эволюция насекомоядных млекопитающих, вероятно, привела к возникновению приматов. Эволюция древних человекообразных обезьян привела в возникновению австралопитека, который, возможно, был непосредственным предком древнейших людей. Древнейшие люди уже имели как черты биологической, так и признаки социальной организации.
НЕАНДЕРТАЛЕЦ – ГЕРМАНСКИЙ ЧЕЛОВЕК Исторический возраст – 200 – 28 тыс. лет Место обнаружения – Германия, долина Неандерталь реки Дюссель. В дальнейшем найдены более чем в 400 местах Евразии и Африки Вид – Homo neanderthalensis Объем мозга – около 1200 – 1400 куб. см Рост – около см - Особенности черепа - сильно развит надглазничный валик, приплюснутый сверху затылок, широкие зубы, слабо развитыы подбородочный выступ Орудия труда – более совершенные кремниевые и костяные орудия Использование огня – поддерживали и умели добывать огонь Речь – зачаточная, продвинутая
Вывод: У древних людей признаки социальной организации усиливаются и уже достигают значительного уровня развития. Эволюция предков человека шла по пути увеличения объема мозга, совершенствования навыков труда и развития внутри групповых связей. Возможно, предковой формой ископаемых людей современного типа был неандерталец.
КРОМАНЬОНЦЫ - ДРЕВНИЕ ЛЮДИ СОВРЕМЕННОГО ТИПА Исторический возраст – появились около 50 тыс. лет назад Место обнаружения – Франция, грот Кроманьон. Найдены также на территориях Китая, Палестины, Чехии, в Африке и Азии, а в нашей стране – около Воронежа и Владимира Вид – Homo sapiens, Человек разумный Объем мозга – около 1350 – 1600 куб. см Рост – около 180 см - Особенности черепа - высокий лоб, отсутствие сплошного надглазничного валика, большой обьем мозга, хорошо развит подбородочный выступ, более изящные лицевой отдел и зубы Орудия труда – разнообразные орудия из камня, кости и рога – резцы, скребки, сверла, иглы, наконечники для дротиков, стрел, копий и гарпунов Использование огня – поддерживали и умели добывать огонь Изготовление одежды, устройство жилья – умел сшивать шкуры животных и изготавливать из них одежду и жилье Возникновение искусства – рисунки на стенках пещер, каменные и костяные фигурки Речь - членораздельная
Вывод: Кроманьонец, являющийся представителем ископаемых людей современного типа, отличался высоким уровнем социальной организации, а по своим биологическим признакам уже был сходен с современным человеком. Эволюция человека вышла из-под ведущего контроля биологических факторов и приобрела социальный характер.
Закрепление От каких обезьян возникла эволюционная ветвь, ведущая к человеку? По каким признакам можно утверждать, что древнейшие люди – это предки человека? Какими современными методами можно определить возраст предковых форм человека? Какие данные позволяют утверждать, что древние люди – это прогрессивный тип человека? Какую теорию вы придерживались бы: человек создан Творцом или теорию Дарвина?
Задание на дом: Повторить материал об этапах эволюции человека. Докончить заполнение таблицы (используя учебник, & 62, 63) Придумать рассказ о жизни крамоньонцев с сознательно допущенными в нем ошибками.