Использование схем и таблиц при изучении устных предметов с обучающимися на дому как способ эффективного восприятия учебного материала
Цель работы: Оптимизация усвоения содержания учебного материала устных предметов учащимися индивидуального обучения на дому. Оптимизация усвоения содержания учебного материала устных предметов учащимися индивидуального обучения на дому.
Задачи: Изучение литературы по улучшению восприятия учащимися содержания материала устных предметов. Изучение литературы по улучшению восприятия учащимися содержания материала устных предметов. Отбор эффективных методов и приёмов работы. Отбор эффективных методов и приёмов работы. Составление схем и таблиц к содержанию учебного материала по предметам: географии, биологии и истории. Составление схем и таблиц к содержанию учебного материала по предметам: географии, биологии и истории. Отслеживание результатов применения разработанных таблиц и схем в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка при изучении устных предметов. Отслеживание результатов применения разработанных таблиц и схем в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка при изучении устных предметов.
Гипотеза: если в процессе обучения устных предметов при объяснении нового материала включить работу с таблицами и схемами, при этом учитывая индивидуальные особенности ребёнка, то: Повысится интерес к уроку, активность. Повысится интерес к уроку, активность. Улучшится восприятие и содержание учебного материала по предметам биологии, географии, истории. Улучшится восприятие и содержание учебного материала по предметам биологии, географии, истории. Увеличится словарный запас. Увеличится словарный запас. Улучшится понимание речевой информации. Улучшится понимание речевой информации. Сформируется умение выделять из общих понятий существенное, что необходимо ученику на других уроках. Сформируется умение выделять из общих понятий существенное, что необходимо ученику на других уроках.
Так как: 1. Значительно снизится умственная нагрузка, включатся механизмы непроизвольной памяти, что позволит учащемуся легче усвоить изучаемый материал. 1. Значительно снизится умственная нагрузка, включатся механизмы непроизвольной памяти, что позволит учащемуся легче усвоить изучаемый материал. 2. Появятся резервы времени для выполнения практических упражнений т. к. учебный материал компактно и быстро выстраивается в схему, легко усваивается ребёнком за короткий промежуток времени. 2. Появятся резервы времени для выполнения практических упражнений т. к. учебный материал компактно и быстро выстраивается в схему, легко усваивается ребёнком за короткий промежуток времени. 3. Усвоение изучаемого материала будет успешнее. 3. Усвоение изучаемого материала будет успешнее.
Прогноз ожидаемых результатов: Проявление интереса и большей активности при изучении содержания устных учебных предметов (чтение, география, биология, история, обществоведение). Проявление интереса и большей активности при изучении содержания устных учебных предметов (чтение, география, биология, история, обществоведение).
Для оценивания восприятия учебного материала выделены следующие параметры: понимание объяснения учителя, понимание объяснения учителя, умение составлять схемы и таблицы, умение составлять схемы и таблицы, усвоение учебного материала. усвоение учебного материала.
Уровень понимания выявляется, основываясь на следующих критериях оценки: 1. После объяснения учителя учащийся способен воспроизвести отдельные, чаще всего второстепенные сведения. Установить или воспроизвести отмечавшиеся при объяснении связи с ранее усвоенным и причинно-следственные связи не способен. Главное в содержании объяснения выделить не может. Наводящие вопросы не помогают. 1. После объяснения учителя учащийся способен воспроизвести отдельные, чаще всего второстепенные сведения. Установить или воспроизвести отмечавшиеся при объяснении связи с ранее усвоенным и причинно-следственные связи не способен. Главное в содержании объяснения выделить не может. Наводящие вопросы не помогают. 2. По вопросам в односложных ответах воспроизводит значительную часть материала. Связи с ранее усвоенным материалом и причинно-следственные связи воспроизводит с трудом. Главное выделяет только в более простом учебном материале. 2. По вопросам в односложных ответах воспроизводит значительную часть материала. Связи с ранее усвоенным материалом и причинно-следственные связи воспроизводит с трудом. Главное выделяет только в более простом учебном материале. 3. Материал объяснения по вопросам воспроизводит в основном правильно. В простейших случаях может выделять причинно- следственные связи и связывать новое с ранее усвоенным. Главное в воспринятом материале выделяет с небольшой помощью. 3. Материал объяснения по вопросам воспроизводит в основном правильно. В простейших случаях может выделять причинно- следственные связи и связывать новое с ранее усвоенным. Главное в воспринятом материале выделяет с небольшой помощью. 4. Способен достаточно полно воспроизводить учебный материал, отвечая на вопросы, а в простых случаях – самостоятельно. При выделении главного и в установлении смысловых связей может действовать в основном правильно. 4. Способен достаточно полно воспроизводить учебный материал, отвечая на вопросы, а в простых случаях – самостоятельно. При выделении главного и в установлении смысловых связей может действовать в основном правильно.
Уровень умения в составлении схем и таблиц. 1 уровень: составляет схемы и таблицы с большим количеством ошибок. Не справляется без помощи учителя. 1 уровень: составляет схемы и таблицы с большим количеством ошибок. Не справляется без помощи учителя. 2 уровень: составляет после индивидуальных инструкций, нуждается в активной помощи учителя. 2 уровень: составляет после индивидуальных инструкций, нуждается в активной помощи учителя. 3 уровень: составляет после первичной и дополнительной инструкции с 1-2 ошибками, использует незначительную помощь. 3 уровень: составляет после первичной и дополнительной инструкции с 1-2 ошибками, использует незначительную помощь. 4 уровень: в помощи не нуждается, составляет схемы и таблицы после первичной инструкции. 4 уровень: в помощи не нуждается, составляет схемы и таблицы после первичной инструкции.
Усвоение учебного материала выявляется, опираясь на следующие уровни: 1. Отсутствие знаний по изучаемому материалу. 1. Отсутствие знаний по изучаемому материалу. 2. Устно воспроизвести ранее изучавшиеся сведения не может, наводящие вопросы не помогают. Некоторые компоненты знания учебного материала усвоил на уровне конкретных представлений. На этой основе может отличить верные сведения от неправильных. 2. Устно воспроизвести ранее изучавшиеся сведения не может, наводящие вопросы не помогают. Некоторые компоненты знания учебного материала усвоил на уровне конкретных представлений. На этой основе может отличить верные сведения от неправильных. 3. Учебный материал устно воспроизводит. Характерна неполнота воспроизведения. Помощь при воспроизведении знаний учебного материала использует успешно. В словесной форме знания учебного материала сохраняется в памяти удовлетворительно. Самостоятельно использует знания учебного материала в практической и теоретической деятельности только в простейших случаях. 3. Учебный материал устно воспроизводит. Характерна неполнота воспроизведения. Помощь при воспроизведении знаний учебного материала использует успешно. В словесной форме знания учебного материала сохраняется в памяти удовлетворительно. Самостоятельно использует знания учебного материала в практической и теоретической деятельности только в простейших случаях. 4. Словесно учебный материал воспроизводит правильно и достаточно полно. Способен его использовать при усвоении новых знаний учебного материала и в практической деятельности. Удержание знаний учебного материала в кратковременной и долговременной памяти происходит без нарушений. 4. Словесно учебный материал воспроизводит правильно и достаточно полно. Способен его использовать при усвоении новых знаний учебного материала и в практической деятельности. Удержание знаний учебного материала в кратковременной и долговременной памяти происходит без нарушений.
Вывод: При систематическом использовании схем и таблиц в ходе изучения устных предметов восприятие учебного материала у данного учащегося улучшилось до 3 уровня (по обозначенным критериям), улучшаются представления, легче запоминаются понятия и терминология. Учащийся в течение учебного года научился сам самостоятельно составлять схемы.
На какие группы делятся растения по виду листвы? Растения Лиственные Чем отличаются лиственные растения от хвойных?
Какое значение для человека имеют растения? Растения кормят человека – рожь, пшеница, яблоня, капуста… Растения одевают человека –лен, хлопок. Растения лечат человека – мать -и- мачеха, зверобой, береза… Растения дают много полезных вещей – мебель, строительные материалы, топливо…
Чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? Деревья Приносят пользу человеку. Растет в саду, за ней ухаживает человек. Растет в лесу.
уровни количество баллов в % 1234 начало года середина года конецгода