Тип урока: Урок комплексного применения знаний и способов действий Вид урока: Смешанный 16.05.20132 Пищенко Татьяна Николаевна, учитель биологии экологии,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 11 Белоглинского района Краснодарского края Квартира как экосистема научно.
Advertisements

Квартира как экосистема Учитель биологии Моглинской средней школы Токарева Ирина Евгеньевна.
Государственное общеобразовательное учреждение вечерняя (сменная) школа 153 Фрунзенского района Открытый урок по биологии «Среда обитания организмов и.
Тема учебного проекта: ЭКОЛОГИЯ ЖИЛИЩА Творческое название Мой дом- моя крепость Руководитель проекта Учитель физики МОУ Сатинская СОШ Козадаева И.И.
«Экология жилища» (квартира как экосистема) Тема урока:
Урок биологии 11 класс Тема : « Биосфера - живая оболочка планеты. Структура и компоненты биосферы » Разработала учитель биологии МБОУ Угловская сош Козлитина.
Специфика использования ЭОР на уроках изучения нового материала Верещагина О. Ю. МБОУ СОШ 62 г. Архангельск.
Тема урока: Теплопроводность (8 класс) Выполнила: Ольховская Ю.В.
«Организация исследовательской работы с детьми старшего дошкольного возраста»
Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии Доржиева Сэсэгма Санжиевна, учитель биологии МБОУ «Верхне-Ичетуйская СОШ»
Методическая разработка интерактивного занятия- практикума «Знакомые незнакомцы» Разработала: Баженова Наталья Юрьевна МАОУ СОШ п.Донское, учитель биологии.
Раздел: географическая оболочка. Тема урока: Строение географической оболочки.
Что происходит с нашим миром? Каков план глобальных действий? Что ТЫ можешь сделать на пути к устойчивому развитию?
Нарушение экологического равновесия.. Проверка знаний. 1.Какие функции в организме выполняет вода? 2.От чего зависит состав воды? 3.Что такое органолептические.
Экология Преподаватель: Уфимцева Мария Витальевна.
Татаринова Л. П. СХЕМА МОДЕЛИРОВАНИЯ И САМОАНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Методические рекомендации заместителя директора по НМР Татариновой Л. П.
МОУ «Большемуртинская средняя общеобразовательная школа 2» методическая разработка урока «Антропогенные факторы и их воздействие на человека» учитель биологии.
Презентация тема проекта: «Глобальные проблемы человечества » творческое название: «Мы – Земляне» Экология – наука будущего, и, возможно, само существование.
Тема Цель Задачи Средства обучения Методы обучения Тип учебного занятия.
Тема проекта: «Экологические проблемы нашей планеты Земля». Автор: Тулинцева Н.Н., учитель немецкого языка МОУ «Средняя общеобразовательная школа 18» г.
Транксрипт:

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и способов действий Вид урока: Смешанный Пищенко Татьяна Николаевна, учитель биологии экологии, МБОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа 3"

Опорные понятия: А) Ранее изученные: Экосистема, компоненты экосистемы, биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты, круговорот веществ в экосистеме, трофические связи, виды энергии, сапротрофы, фитонциды, тяжелые металлы, ПДК, пестициды, консерванты, виды излучения, канцерогены. Б) Вводимые впервые: антропотоксины Пищенко Татьяна Николаевна, учитель биологии экологии, МБОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа 3"

Средства (оборудование) Комнатные растения (герань, хлорофитум, каланхоэ, алоэ, плектрантус и др.); изображения домашних животных (кошки, собаки, хомячка, певчих птиц, аквариумных рыбок), синантропных животных (мыши, таракана, клопа и др.); образцы материалов, используемых для отделки квартир (деревянный брус, ДСП, обои бумажные и виниловые, клеенка, поролон, пенопластовые потолочные плиты и др.); упаковки от различных продуктов (бумажные и пластиковые пакеты, металлические крышки, консервные банки и т. п.), на которых указаны состав продукта, содержание консервантов, сроки хранения, калорийность и т. п.; листы белой бумаги Пищенко Татьяна Николаевна, учитель биологии экологии, МБОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа 3"

Задача: Рассмотреть жилую квартиру, как экосистему и предложить меры по созданию экологически безопасной для человека среды обитания Пищенко Татьяна Николаевна, учитель биологии экологии, МБОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа 3"

Дидактическая цель урока: А) Образовательная: Дать представление о квартире как об экосистеме; изучить основные загрязняющие и канцерогенные вещества квартиры; познакомить с практическими способами снижения загрязнения окружающей среды в жилище. Б) Развивающая: Создать условия для развития умения самостоятельно применять знания, осуществлять их перенос в новые условия, умения классифицировать факты, делать обобщающие выводы; развития навыков научной организации труда и навыков работы в малых группах. В) Воспитательная: Осуществлять экологическое, эстетическое и нравственное воспитание Пищенко Татьяна Николаевна, учитель биологии экологии, МБОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа 3"

Умения, формируемые на уроке: А) Общеучебные: Умение классифицировать факты, делать обобщающие выводы; развивать навыки научной организации труда и навыки работы в малых группах. Б) Специальные: Умение использовать количественные и качественные показатели при обсуждении экологических вопросов. Умение применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности Пищенко Татьяна Николаевна, учитель биологии экологии, МБОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа 3"

Предметные связи МПС: Понятийные, теоретические. ВПС: Обобщение экологических понятий, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование экологического мышления Пищенко Татьяна Николаевна, учитель биологии экологии, МБОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа 3"

Методы обучения и методические приемы, используемые на уроке: Словесные Наглядные (применение информационно- коммуникативных технологий) Стимулирующее-поисковые Практические Беседа Изложение Самостоятельная работа Контроль и самоконтроль Пищенко Татьяна Николаевна, учитель биологии экологии, МБОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа 3"

I.Организационный момент Подготовка учащихся к работе на уроке. Учитель приветствует учащихся, проверяет присутствующих. Учащиеся готовы к уроку Пищенко Татьяна Николаевна, учитель биологии экологии, МБОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа 3"

II. Проверка домашнего задания 1) Фронтальный устный опрос Учитель задает вопросы учащимся Вопросы: Охарактеризуйте особенности пищевых связей современного человека. Охарактеризуйте особенности информационных связей современного человека. Охарактеризуйте особенности использования орудий и энергии современного человека. Почему в настоящее время невозможно появление новых человеческих рас? В чем сходство и различие экологических и экосоциальных связей? Назовите характерную особенность развития экосоциальных связей человечества. Что такое урбанизация? Почему идет процесс урбанизации, несмотря на ухудшение жизни в больших городах? Пищенко Татьяна Николаевна, учитель биологии экологии, МБОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа 3"

К – 1 Ответьте на вопрос: Почему ученые считают, что забота о стариках в древнем обществе привела человечество к прогрессу? К – 1 Ответьте на вопрос: Почему ученые считают, что забота о стариках в древнем обществе привела человечество к прогрессу? К – 2 Ответьте на вопрос: Два современных племени живут в разных, но климатически сходных между собой местах, не общаясь друг с другом. Одно племя занимается охотой, другое – земледелием и скотоводством. Предположите, какое из племен имеет относительно более стабильные условия для жизни. Какие проблемы природопользования возникают у этих племен? К – 2 Ответьте на вопрос: Два современных племени живут в разных, но климатически сходных между собой местах, не общаясь друг с другом. Одно племя занимается охотой, другое – земледелием и скотоводством. Предположите, какое из племен имеет относительно более стабильные условия для жизни. Какие проблемы природопользования возникают у этих племен? Пищенко Татьяна Николаевна, учитель биологии экологии, МБОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа 3"

Учитель сообщает учащимся цель урока. Процессы урбанизации глобальны. Сохранить среду обитания важно, так как наше благополучие и качество жизни напрямую зависит от качества нашего жилища. Сегодня на уроке мы попытаемся дать представление о квартире как об экосистеме; изучим основные загрязняющие и канцерогенные вещества квартиры; познакомимся с практическими способами снижения загрязнения окружающей среды в жилище Пищенко Татьяна Николаевна, учитель биологии экологии, МБОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа 3"

IV. Актуализация ЗУН, необходимых для их творческого применения Учитель задает вопрос классу: Можно ли квартиру назвать экосистемой? Учащиеся высказывают свое мнение, дают краткие ответы, о том, что квартиру можно назвать экосистемой, но особенность функционирования будет отличаться от функционирования природной экосистемы Пищенко Татьяна Николаевна, учитель биологии экологии, МБОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа 3"

V. Обобщение и систематизация знаний и способов действия Этап учитель начинает с рассказа: Мы часто и совершенно справедливо говорим о неблагополучии окружающей природной среды и считаем, что опасность исходит, прежде всего, от загрязненных воздуха, воды, почвы. Но мы забываем, что люди значительную часть своего времени проводят в помещении Пищенко Татьяна Николаевна, учитель биологии экологии, МБОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа 3"

Учитель задает вопрос классу: Сколько времени каждый из вас проводит в помещении и сколько вне помещения? Учащиеся обсуждают вопрос. В процессе обсуждения учитывается среднее время пребывания школьника в помещении и вне него. Учащиеся делают вывод: Большая часть жизни многих горожан проходит в помещениях – квартирах, детских садах, школах, служебных помещениях Пищенко Татьяна Николаевна, учитель биологии экологии, МБОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа 3"

Учитель подводит итог деятельности учащихся: Квартира – наша «крепость», в которой должны быть обеспечены полноценный отдых и восстановление сил после работы и учебы, возможность удобного приготовления и приема пищи и т. д. Итак, мы уже выяснили, что квартира является экосистемой, но остается еще ряд нерешенных вопросов: - Что отличает квартиру от природной экосистемы? - Что входит в понятие «экологически чистое» жилище? Пищенко Татьяна Николаевна, учитель биологии экологии, МБОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа 3"

Пищенко Татьяна Николаевна, учитель биологии экологии, МБОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа 3"

Инструкция для работы групп 1.На листе бумаги схематично изобразите квартиру и внесите в нее следующие параметры: А) Назовите виды энергии, поступающие в квартиру извне, и отметьте их на схеме. Б) Перечислите, какие продуценты, консументы и редуценты участвуют в образовании экосистемы квартиры. Приведите примеры и укажите роль представителей каждой группы. Какие связи между ними существуют? Отобразите их на схеме. В) Определите виды отходов в своей квартире, изобразите их на схеме. Г) Составьте схему «Источники загрязнения среды в жилище». Укажите на ней загрязняющие вещества. Подумайте, как эти вещества воздействуют на человека? Как снизить их влияние в квартире? Д) Известно много факторов, влияющих на качество среды в помещении. Приведите примеры. 2. Ответьте на вопросы: Можно ли назвать квартиру экосистемой? В чем отличие природной экосистемы от квартиры как экосистемы? Что необходимо сделать для максимального приближения квартиры к природной экосистеме? 3. Какие методы вы можете предложить для решения проблемы бытовых отходов? 4. Что вы вкладываете в понятие «экологически чистая квартира»? Обоснуйте свой ответ. 5. Предложите действенные методы энергосбережения в квартире Пищенко Татьяна Николаевна, учитель биологии экологии, МБОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа 3"

Физминутка Для тренировки зрения будет целесообразным проведение гимнастики для глаз с помощью офтольмотренажера Пищенко Татьяна Николаевна, учитель биологии экологии, МБОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа 3"

Пищенко Татьяна Николаевна, учитель биологии экологии, МБОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа 3"

Учитель организует работу групп. Каждая группа выступает с защитой лишь части своего проекта. Рассматриваются вопросы в следующем соответствии: 1 группа – 2 вопрос, 2 гр. – 3 вопрос, 3 гр. – 4, 5 гр. – 5 вопрос соответственно. Это дает возможность последующего обсуждения, дополнения и дискутирования Пищенко Татьяна Николаевна, учитель биологии экологии, МБОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа 3"

VI. Усвоение образца комплексного применения ЗУН Учащиеся представляют общему вниманию класса раскрытие своего вопроса. В ходе обсуждения 2, 3, 4, 5-го вопросов инструктивной карточки учащиеся сопровождают часть своего проекта демонстрацией схем позволяющих наглядно продемонстрировать некоторые моменты своей работы. Учитель, осуществляя контролирующую функцию, задает вопросы учащимся, просит учащихся задавать вопросы друг другу. По окончанию выступления групп учитель дает краткую характеристику ответам, делая некоторые корректировки и уточняя доказательные данные Пищенко Татьяна Николаевна, учитель биологии экологии, МБОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа 3"

Это пространственно- определенная совокупность живых организмов и среды их обитания, объединенных вещественно- энергетическим и информационным взаимодействием Это биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов, среды их обитания, системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними Пищенко Татьяна Николаевна, учитель биологии экологии, МБОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа 3"

Биогенные элементы Продуценты Консументы Редуценты Пищенко Татьяна Николаевна, учитель биологии экологии, МБОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа 3"

Газовые плиты ДСП, фанера, пенопласт Изоляционный материал Курение в квартире СВЧ, компьютер, телевизор, телефон Клей, лаки, растворители, моющие средства Бытовые отходы Канцерогены Антропотоксины Пищенко Татьяна Николаевна, учитель биологии экологии, МБОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа 3"

Пищенко Татьяна Николаевна, учитель биологии экологии, МБОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа 3"

Пищенко Татьяна Николаевна, учитель биологии экологии, МБОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа 3"

Пищенко Татьяна Николаевна, учитель биологии экологии, МБОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа 3"

Проветривание Разведение комнатных растений Регулярная влажная уборка Проверка состояния бытовой техники Сведение до минимума использования различных химикатов Использование натуральных материалов Методы снижения загрязняющего воздействия в квартире Пищенко Татьяна Николаевна, учитель биологии экологии, МБОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа 3"

Что может сделать каждый из нас для решения проблемы бытовых отходов? - Предложите основные принципы и конкретные меры по решению проблемы бытовых отходов. - Сравните свои ответы с теми, которые вам предлагают. Ответ Методы решения проблемы бытовых отходов Пищенко Татьяна Николаевна, учитель биологии экологии, МБОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа 3"

Старайтесь сократить количество отходов! 1.Вместо предметов одноразового использования старайтесь использовать более стойкие (например, вместо пластиковой посуды – керамическую или стеклянную) 2.Ненужные Вам вещи перепродайте или передайте нуждающимся (например, через благотворительные организации). 3.При выборе покупки отдайте предпочтение товару в упаковке многоразового использования или подлежащей обработке. 4.Всегда имейте с собой в сумке или портфеле матерчатую сумку с ручками для покупок. 5.Повторно используйте полиэтиленовые пакеты. 6.Ремонтируйте свои вещи, а не выкидывайте их. 7.Сократите расходы бумаги, используя обе стороны листа. Методы решения проблемы бытовых отходов Пищенко Татьяна Николаевна, учитель биологии экологии, МБОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа 3"

Экологически чистая квартира Пищенко Татьяна Николаевна, учитель биологии экологии, МБОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа 3"

Пищенко Татьяна Николаевна, учитель биологии экологии, МБОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа 3"

Подсчитано, что утепление окон и дверей сохраняет до 40 % тепла в квартире. Холодильник нельзя устанавливать вблизи плиты и батарей отопления, на солнечной стороне комнаты. Продукты в холодильнике размещают таким образом, чтобы к ним имелся доступ холодного воздуха. Регулярное размораживание холодильника дает 3–5 % экономии. Нельзя допускать холостой работы бытовых приборов, необходимо отключить их, если перестали пользоваться ими. Более экономичными источниками света являются люминесцентные лампы. Они обладают благоприятным светом излучения. Подсчитано, что утепление окон и дверей сохраняет до 40 % тепла в квартире. Экономия тепловой энергии получается при рациональном использовании горячей воды. Для того чтобы вымыть лицо, руки, почистить зубы, достаточно небольшой струи или нескольких стаканов воды вместо множества литров Пищенко Татьяна Николаевна, учитель биологии экологии, МБОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа 3"

Пищенко Татьяна Николаевна, учитель биологии экологии, МБОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа 3"

Пищенко Татьяна Николаевна, учитель биологии экологии, МБОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа 3"

Ответьте на вопросы: 1.Перечислите экологические проблемы, которые можно считать глобальными для человечества. 2.Объясните, что такое промышленная революция. Приведите примеры изобретений, перевернувших мир за последние 100 – 200 лет Пищенко Татьяна Николаевна, учитель биологии экологии, МБОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа 3"

Рассмотрите возможные варианты будущего планеты Земля в 2050 г Вариант «Золотой век» Вариант «Ад на Земле» Вариант «У нас пока все в порядке» Вариант «Хватит всем» Пищенко Татьяна Николаевна, учитель биологии экологии, МБОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа 3"