Индивидуальное развитие животных Урок биологии 6 класс по УМК «Сферы» Выполнила Немирович Н.Н. учитель биологии МОУ СОШ 6 г Сергиев Посад 2011 год
Задачи урока Формировать понятия терминов: Онтогенез: эмбриональный период, постэмбриональный период. Бластула, гаструла, нейрула. Эктодерма, энтодерма, мезодерма.
Актуализация знаний Выяснить: Что понимают под индивидуальным развитием? Чем развитие отличается от роста?
Онтогенез – весь период жизни особи от образования зиготы до гибели организма. Онтогенез Эмбриональный Эмбриональный – от образования зиготы до рождения. Постэмбриональный от рождения до смерти.
Возникшее при оплодотворении ядро, обычно уже через несколько минут начинает делиться, вместе с ним делиться и цитоплазма. Образующиеся клетки, ещё сильно отличаются от клеток взрослого организма, называются бластомерами (от греч. blastos – зародыш, meros – часть). При делении бластомеров размеры их не увеличиваются, поэтому процесс деления носит название дробления.
Дробление завершается образованием однослойного многоклеточного зародыша – бластулы. Дробление завершается образованием однослойного многоклеточного зародыша – бластулы. При дроблении клеток у всех животных – общий объем бластомеров на стадии бластулы не превышает объема зиготы. I. Бластула
II. Гаструла Совокупность процессов, приводящих к образованию гаструлы, называется гаструляцией. Гаструла ( от греч. Gaster – желудок) – зародыш, состоящий из двух зародышевых листков: эктодермы ( от греч. ectos – находящийся снаружи); эктодермы ( от греч. ectos – находящийся снаружи); энтодермы ( от греч. entos – находящийся внутри); энтодермы ( от греч. entos – находящийся внутри);
III. Нейрула У многоклеточных животных, кроме кишечнополостных, параллельно с гаструляцией возникает третий зародышевый листок – мезодерма (от греч. mesos – находящийся посередине). У многоклеточных животных, кроме кишечнополостных, параллельно с гаструляцией возникает третий зародышевый листок – мезодерма (от греч. mesos – находящийся посередине). 1 – эктодерма; 2 – энтодерма; 3 – мезодерма; 4 – нервная пластинка; 5 – хорда; («Нейрон» (греч.) - нерв)
Эмбриональный период
Образование органов Органогенез Эктодерма Кожа Хорда Нервная система Органы чувств Мезодерма Скелет Мышцы Кровеносная система Выделительная система Энтодерма Легкие Пищеварительная система
Заполните таблицу «Характеристика зародышевых листков» Зародышевые листки Образующиеся ткани и органы Эктодерма Нервная пластинка, нервная трубка, нервная система – спинной и головной мозг. Органы чувств – зрение, слух, обоняние. Кожные железы, покровы тела. Энтодерма Развивается эпителиальная ткань, отделы пищеварительной системы – печень, поджелудочная железа, легкие Мезодерма Соединительная ткань, скелет, мускулатура, кровеносные сосуды. Половая, выделительная, сердечно-сосудистая системы
В момент рождения или выхода организма из яйцевых оболочек заканчивается эмбриональный и начинается постэмбриональный период развития. ПОСТЭМБРИОНАЛЬНЫЙ ПЕРИОД Постэмбриональное развитие – развитие от рождения (выхода из яйцевых оболочек) до смерти.
Постэмбриональный период
Яйцекладущие млекопитающие Птицы Пресмыкающиеся
развитие, при котором имеется стадия личинки. НЕПРЯМОЕ (развитие с полным превращением ) развитие, при котором имеется стадия личинки. ПРЯМОЕ (развитие без превращения) развитие, при котором рождающийся организм сходен со взрослым. ПОСТЭМБРИОНАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Преимущества непрямого развития Личинки и взрослые особи часто живут в разных условиях (нет конкуренции за место). Личинки и взрослые особи питаются разной пищей (нет конкуренции за пищу). Личинки некоторых видов способствуют расселению (у паразитических червей, двустворчатых моллюсков, кораллов).
Периоды постэмбрионального развития Детство Юность Половая зрелость – активное размножение животных Старость – угасание всех функций организма, понижение жизненных процессов и устойчивости организма Естественная смерть Периоды формирования и роста организма
Влияние факторов среды на зародыш Факторы среды обитания Биотические Абиотические Вирусы Бактерии Грибы Животные Растения Влажность Температура Давление Радиация Химические в-ва. С первых часов своего развития каждый эмбрион крайне чувствителен к неблагоприятному воздействию факторов среды
Биологическая задача Почему самка оленя имеет однотонную окраску, а детеныш – пятнистую?
Биологическая задача Почему все бабочки- капустницы, которые попадаются нам на глаза, бывают примерно одного размера?
Биологическая задача Почему взрослая лягушка может жить и в воде и на суше, а головастик – только в воде? Какие объяснения этого факта можно найти на рисунках?
Биологическая задача Поденки не имеют ротового аппарата. Как вы можете объяснить этот факт? За счет каких веществ живут взрослые поденки? Какова их главная задача?
Назовите периоды онтогенеза К какому типу развития относится этот жизненный цикл?
Домашнее задание Параграф 40, Напишите сочинение на тему: 1. «Страницы из дневника головастика» 2. «Автобиография лягушки» (бабочки, стрекозы, лисы, воробья и др)
«Человек должен верить, что непонятное можно понять, иначе он не стал бы размышлять об этом». Сократ