Лыткина Виктория Святославна, учитель биологии МБОУ «СОШ 9»
IV III II I Определение и анализ структуры Взаимосвязь закономерностей функционирован ия системы Синтез и обобщение знаний Значимость биологической системы
В широком смысле «Умение учиться» В узком смысле «Совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса»
По алгоритму Последовательность логических операций
Формирование умений Владение умениями Условия для формирования умений
2 цель деятельност ная Научиться анализировать строение природных объектов знаниевая Изучить строение семян двудольных растений Проанализи ровать строение семян двудольных растений 1 цель
Деятельность учителяДеятельность ученика 1.Ставит вопросы. 1) Какое оборудование у вас находится на столах? 2)Что является объектом исследования? 3)Как вы думаете, что мы можем узнать, используя данное оборудование? 2. Сообщает деятельностную цель: сегодня мы будем учиться анализировать строениеприродных объектов. 3.Сообщает структуру умения анализировать: рассмотри объект; перечисли его части в определенной последовательности. 4.Дает задание: давайте посмотрим, соответствует ли система заданий лабораторной работы последовательности действий, которые мы должны выполнить при анализе строения семян. 5.Дает задание: 1)совместите знаниевую и деятельностную цели и сформулируйте единую цель; 6. Дает задание к выполнению работы по инструктивным карточкам. 7. Сделайте вывод: 1) какие действия вы выполнили при анализе строения природного объекта – семян? 2)Какие результаты вы получили? 1.Знакомятся с оборудованием: набухшие семена фасоли, препаровальный нож, пинцет, лупа. 2.Называют объект исследования : семена фасоли. 3.Формулируют цель вместе с учителем: изучение строение семян двудольных растений. 4.Знакомятся с техникой безопасности и с системой заданий. 3.Совмещают структуру умения анализировать и систему заданий для достижения цели. Первое задание в инструктивной карточке соответствует первому действию умения анализировать, а последующие задания (2-4)- второму действию. При их выполнении объект расчленяется на части в определенной последовательности. 4.Формулируют единую цель: проанализировать строение семян двудольных растений. 5.Выполняют лабораторную работу. 6Составляют схему строения семени фасоли. 7. Делают выводы в соответствии с поставленной единой целью: 1) о выполненных действиях: в ходе анализа строения семени фасоли мы рассмотрели его внешнее и внутреннее строение, для этого мы перечислили признаки внешнего строения, расчленили на части и узнали, из каких частей оно состоит; 2) о полученных результатах: в ходе анализа строения семени фасоли мы установили, что оно состоит из кожуры, двух семядолей, зародышевого корешка, стебелька и почечки.
Зародышевый корешок кожура семя зародыш Зародышевый стебелёк Зародышевая почечка Семядольные листья Запас питательных веществ
умение Структура умения Сравнение. Классификация (распознавание). Составление описания конкретного объекта. Наблюдение. 1) выделение свойств (признаков ) объектов сравнения; 2) установление существенных и несущественных признаков, выбор основания для сравнения; 3) установление по данному основанию сходства и различия. 1) осознать цель деятельности; 2) рассмотреть данные объекты; 3) сравнить наблюдаемые объекты по одинаковым параметрам (выделить признаки сходства и различия); 4) обосновать принадлежность объекта к определенному понятию (категории). 1)осознать цель наблюдения; 2) провести наблюдение признаков объекта или явления; 3)выделить основные части объекта; 4)установить взаимосвязи частей; 5)указать основные признаки; 6) составить рассказ (письменный или устный). 1) осознать цель наблюдения (по заданию); 2) рассмотреть наблюдаемый объект или явление; 3) выбрать признаки объекта в соответствии с целью задания; 4) рассмотреть признаки объекта визуально или с помощью увеличительных приборов; 5) проверить соответствие результата работы поставленной цели (заданию); 6) сделать вывод о сущности наблюдаемого явления.