Новые подходы к организации самостоятельной работы на уроках биологии
Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность. Б.Шоу Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи. И. Песталоцци
Актуальность темы информация Учитель Ученик 80% слышал = забыл 20% слышал = запомнил на время
Как? !!!!!!!!!!!! !!!!!!!!!!!
Цель: развитие личности, компетентной в сфере самостоятельной познавательной деятельности Задачи: Организация навыков самообразования Формирование умений самостоятельной работы Повышение уровня самоконтроля и самоорганизации Вовлечение учащихся в активную деятельность
Признаки самостоятельной работы: наличие цели наличие конкретного задания четкое определение формы выражения результата работы определение формы проверки результата работы обязательность выполнения работы каждым учеником, получившим задание
Самостоятельная работа 1. Помогает заинтересовать учащихся на уроке 2. Помогает организовать работу в группах 3. Помогает развивать коммуникативные возможности ученика 4. Побуждает к творчеству 5. Активизирует познавательную деятельность Интерес активное участие творчество контроль
Организация самостоятельной работы Формы деятельности Задания для работы Методы и приемы работы
Формы организации самостоятельной работы фронтальная звеньевая кооперативно-групповая индивидуальная
Требования к заданиям: Строгое соответствие конкретным дидактическим целям Обеспечение учебно-познавательной деятельности всех степеней познавательной самостоятельности Создание ситуации успеха при помощи использования посильных ученикам заданий Использование вариативности заданий для создания ситуации выбора Применение заданий в форме ЕГЭ
Методы и приемы организации самостоятельной работы: работа с учебной литературой работа с дидактическими карточками игровая деятельность проектная деятельность
Работа с учебной литературой А) конспектирование текста: шпаргалка для друзей конспект-кластер тема подтема знаю новое знаю новое
Б) составление собственных вопросов к тексту : Ключ ( по Шумаковой) вопросительное слово ключевые слова Что значение, смысл Где условие, развитие Когда влияние, изменение Какой воздействие, взаимодействие Как связь, отношение Почему виды, свойства Можно ли функции, структуры
Работа с дидактическими карточками для получения новых знаний инструктивные карты для применения знаний задания-тренажеры для контроля карточки-задания
Игры и игровые моменты Опрос- викторина Убери лишнее Составь синквейн Корзина идей Лото и домино Исправь ошибку Имитационные игры Ролевые игры Составление и разгадывание кроссвордов
Проектная деятельность учебный проект Проблема Цель Задачи Методы и способы Результат «почему?» «зачем?» «что?» «как?» «что получится?» Актуальность проблемы Целеполагание Постановка задач Планирование Ожидаемый результат
В результате организации самостоятельной работы учащиеся овладевают не только основным содержанием школьного курса биологии, но и различными видами учебной деятельности, выводя их на уровень компетенций.