Классный час "Вежливость на каждый день" Цель: развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этики.
- Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик. И.Гёте. - Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость. Сервантес. - Вежливость порождает вежливость. Э.Роттердамский. - Остерегайся сам того, что не одобряешь в других. - Не делай другому того, чего не желаешь себе.
Золотое правило. - Стать вежливым, тактичным и деликатным не так уж трудно, стоит только захотеть.
В кодексе приличий на востоке приводится старинный стих: Человек, не знакомый с правилами вежливости, не соблюдающий приличий, приносит вред не одному себе, но и другим; позор падает на головы его родителей и всех лиц, имеющих и не имеющих к нему какое- то отношение.
Пословицы: В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив, Потчевать потчуй, а неволить не неволь, К обедне ходят по звону, а к обеду по зову, Где рады, там не учащай, а где не рады, век не бывай, В гости ходить – надо и к себе водить, Умей в гости звать, умей и встречать
,Приехал – не здоровался, уехал – не простился, - говорили о невежливом госте. У него гостят четыре угла, он сам себе рад - обсуждали негостеприимного человека.
Ситуация первая Мама и папа ушли в кино. Скоро придут. Наташа дома одна. Смотрит Клуб кинопутешествий. Звонок. В дверях Николай Иванович. Он работает вместе с отцом. Здравствуй, Наташа. Папа дома? Папы нет, Наташа нетерпеливо глядит на гостя. Ее рука на щеколде задвижки. Жаль. До свидания. А как бы вы поступили на месте Наташи?
Ситуация вторая В дверь постучали. Сергей, продолжая есть, крикнул: Входите, открыто! На пороге появилась... Марина. Это было полной неожиданностью. Они, конечно, знакомы. Но она и жила далеко, и училась не в его классе. Что надо сделать прежде всего? Как быть с ужином: продолжать или оставить? Можно ли спросить, зачем пришла Марина? Если ей срочно нужна книжка, которую придется долго искать на стеллаже в соседней комнате, как следует поступить?
Ситуация третья Скоро, в школу. Уроки ещё не сделаны.А мама просила начистить картошку и протереть пол влажной тряпкой. Но Игорь никак не возьмётся за дело. С утра заглянули к нему на минутку соседи, два брата. И всё не уходят. Играли в настольный хоккей. Тренировали на задержание преступника болонку Тусю. Отрабатывали на ковре приёмы самбо. Опустошили вазочку с конфетами. Потом нашли песенник и стали петь песни. Домой их отправить? А как же с долгом хозяина? Выполнить долг хозяина? А уроки? А мамина просьба?
. Однажды у древнего восточного мудреца спросили: У кого ты учился благовоспитанности? - У невоспитанных, - ответил он, -я избегал делать то, что делают они.
Дорогие друзья. Воспитывать себя всегда очень непросто. Этого не умеют даже очень-очень умные дельфины и очень-очень добрые слоны. Зато настоящие люди воспитывают себя всю жизнь. И начинают они с детства. Да-да. Когда какой-нибудь мальчик или девочка старается изо всех сил во всём всегда быть вежливым и добрым человеком, значит, этот ребёнок уже начал воспитывать самого себя.
Заповедь Владей собой среди толпы смятенной, Тебя клянущей за смятенье всех, Верь сам в себя наперекор Вселенной И маловерным отпусти их грех. Пусть час не пробил, жди, не уставая, Пусть лгут лжецы, не снисходи до них, Умей прощать и не кажись, прощая, Великодушней и мудрей других.
Умей мечтать, не став рабом мечтанья, И мыслишь, мысли не обожествив, Равно встречай успех и поруганья, Не забывая, что их голос лжив. Останься тих, когда твоё же слово Калечит плут, чтоб уловить глупцов, Когда вся жизнь разрушена и снова Ты должен всё воссоздавать с основ,
Умей поставить в радостной надежде На карту всё, что накопил с трудом, Всё проиграть и нищим стать, как прежде, И никогда не пожалеть о том. Умей принудить сердце, нервы, тело Тебе служить, когда в твоей груди Уже давно всё пусто, всё сгорело, И только воля говорит: Иди!
Останься прост, беседуя с царями, Останься честен, говоря с толпой, Будь прям и твёрд с врагами и друзьями, Пусть всё в свой час считаются с тобой. Наполни смыслом каждое мгновенье, Часов и дней неумолимый бег, Тогда весь мир ты примешь во владенье, Тогда, мой сын, ты будешь человек.
Три напутствия: Напутствие первое. - Сострадальник и друг - такое обращение было принято в письмах к друзьям на Руси в XIV веке. - Сострадальник - тот кто сопереживает, сострадает, сочувствует, тот, кто нужен любому человеку.
Напутствие второе : - Шекспир считал, что улыбкой можно добиться большего, чем мечом. Хочешь завоевать друзей – улыбайся! Подсчитано, что в произведениях Л.Толстого упоминается 97 оттенков улыбки. А сколько оттенков используете вы?
Напутствие третье: Представьте, что за вами постоянно наблюдает человек, которого вы очень уважаете, и поэтому вы не хотите, чтобы он изменил о вас своё хорошее мнение. Все свои поступки совершайте под взглядом этого человека.