Индивидуализация – ответственный шаг в программе действий инновационной школы Индивидуализация - это создание условий в образовании для построения учащимся индивидуального образовательного пути в процессе осуществления личностно-значимой деятельности с опорой на индивидуальный выбор учащегося и его интерес, который может быть обусловлен наличием определенных способностей у учащегося, либо способности начинают развиваться после определенного выбора учащегося. Индивидуальная образовательная траектория учащегося - это процесс и результат самостоятельного индивидуального действия учащегося при решении личностно значимых задач. Индивидуальный учебный план - процесс выстраивания индивидуальной учебной деятельности ( вариативной части) Индивидуальная образовательная программа – процесс выстраивания индивидуальной программы обучения в рамках потребностей обучающегося ( ОУ+ дополнительное образование)
Этапы становления индивидуальной образовательной траектории (ИОТ): 5-6 класс – пробы построения учащимися ИОТ в зависимости от разных видов деятельности; 7-9 класс – приобретение и оформление учащимися опыта построения ИОТ в разных видах деятельности класс – применение опыта построения ИОТ, приобретенного в основной школе, при составлении и реализации индивидуальных образовательных программ (ИОП) старшеклассников
Условия становления ИОТ: 1. Выделение двух этапов в основной школе: 1 этап – образовательный переход (5-6 класс), этап «пробно- поисковый» (проб и испытаний) 2 этап - личного самоопределения (7-9 класс), этап «опыт действия» (планирование своей дальнейшей деятельности на основе опыта предметного действия). Этап активного приобретения «опыта» (Б.Д. Эльконин) 2.Наличие учебно-исследовательской и проектной деятельности как личностно значимых для подростков, связи с друг другом и с содержанием учебных предметов как на уроках, так и во внеурочной деятельности. 3. Специально организованные места в образовательном процессе: предметно-исследовательский клуб (5-6 класс); предметная мастерская и лаборатория (7-9 класс); исследовательский урок (7-9 класс) и позиции взрослого (учитель, методист, ученый).
Примерная структура предметной области предметная область Базовые компоненты Учебные курсы Модули ( внутрипредметные и межпредметные ) Модули ( внутрипредметные и межпредметные ) Практикумы и практики Самостоятельная работа учащихся Экспериментально- исследовательская деятельность Экспериментально- исследовательская деятельность Проектная деятельность Вариативные компоненты Учебные, элективные курсы (предпрофильные) Модули (внутрипредметные и межпредметные) Модули (внутрипредметные и межпредметные) Тренинги Образовательные экскурсии Практикумы и практики Учебная деятельность 5
Нормативно-правовая основа обучения по индивидуальным учебным планам (ИУП) Федеральный Закон «Об образовании», который указывает, что «…Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения …. Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах государственного образовательного стандарта регламентируется уставом данного образовательного учреждения» (п.1 ст. 50); концепция профильного обучения на третьей ступени общего образования исходит из многообразия форм его реализации. Наряду с созданием профильных классов и групп, на основе примерных учебных планов профилей важно предоставить обучающемуся право освоения образовательных программ на основе ИУП;
Нормативно-правовая основа обучения по ИУП федеральный Базисный учебный план для среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от ); уставы общеобразовательных учреждений, реализующих практику ИУП. В соответствующих разделах уставов данных общеобразовательных учреждений целесообразно прописать: - наличие прав обучающихся на обучение по ИУП; - возможность организации образовательного процесса для обучающихся по ИУП (в том числе с использованием ускоренных курсов обучения, экстерната); - особый порядок оценивания, промежуточной и по некоторым дисциплинам итоговой аттестации при обучении по ИУП; - порядок разработки, утверждения и периодической корректировки ИУП учащихся (это также может быть отнесено к компетенции администрации школы, педагогического совета, органов школьного самоуправления и пр.).
аттестация Финская модель ИУП классы Короткий курс (базовый) Длинный курс (профильный Химия 1 + химия 2 история Блоки (15 ч.) история Блоки (15 ч.)
Принципы построения ИУП Модульность (блочность) Линейность (за исключением русского языка и ОБЖ) Групповая форма работы (нет классов) Мобильное расписание (на 2 недели), но составляется сразу на 2 года Система оценивания: зачетно- экзаменационная Возможность повторного изучения курса
Индивидуальная образовательная программа (ИОП) класс субъекты ИОП : ученик, родители, педагог (тьютор), психолог Этапы ИОП: -предварительный (9 класс) -основной (10-11 класс) Корректировка ИОП Интегративность, конвертируемость результата Конвенциональный принцип разработки ИОП