Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008
Федеральный государственный образовательный стандарт разработан в порядке, установленном Правительством РФ, с участием: совета по педагогическому образованию при Министерстве образования и науки РФ; ассоциации развития педагогических университетов и институтов; учебно-методических коллективов УМО по специальностям педагогического образования; Московского педагогического государственного университета.
Направления подготовки Педагогического образования. Психолого-педагогического образования. Специальное( дефектологическое) образование.
Направление подготовки - совокупность образовательных программ различного уровня в одной профессиональной области.
По направлению: «Педагогическое образование»: Квалификация (степень): Бакалавр педагогического образования. Магистр педагогического образования. По направлению: «Психолого-педагогическое образование» Квалификация (степень): Бакалавр психолого-педагогического образования. Магистр психолого-педагогического образования. По направлению : «Специальное ( дефектологическое образование)» Квалификация (степень): Бакалавр специального дефектологического образования. Магистр специального (дефектологического) образования
Определение профиля Профиль- направленность основной образовательной программы на конкретный вид (или объект) профессиональной деятельности.
Определение вида профессиональной деятельности Вид профессиональной деятельности - методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования.
Определение объекта профессиональной деятельности Объект профессиональной деятельности – системы, предметы, явления, процессы, на которые направлено воздействие.
Определение области профессиональной деятельности Область профессиональной деятельности – совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении.
Определение основной образовательной программы Основная образовательная программа бакалавриата – совокупность учебно- методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин ( модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Математика Информатика Физика Астрономия Биолоия Химия География Основы безопасности жизнедеятельности Естествознание и т.п. Профили подготовки бакалавров
Сроки и трудоемкость освоения ООП и квалификация выпускников Наименова- ние ООП КвалификацияНормативный срок освоения Трудоемкость (в зачетных ед.) ООП бакалавриата Бакалавр педагогического образования (профиль) 4 года240 Бакалавр педагогического образования (основной и дополнительный профиль) 5 лет300
Сроки и трудоемкость освоения ООП и квалификация выпускников Наименова- ние ООП КвалификацияНормативный срок освоения Трудоемкость (в зачетных ед.) ООП магистратуры Магистр педагогического образования 2 года120
Зачетная единица – мера трудоемкости образовательной программы. Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.
Характеристика профессиональной деятельности: 1Область профессиональной деятельности бакалавров включает: -среднее образование, -дополнительное образование. 2 Объекты профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие обучающихся в педагогическом процессе. 3 Виды профессиональной деятельности: воспитательная, методическая, социально- педагогическая, культурно-просветительная, организационно-управленческая.
Задачи профессиональной деятельности: 1 В области профессиональной деятельности: осуществление процесса обучения по предмету; использование современных научно- обоснованных технологий обучения; прогнозирование результатов обучения, воспитания и развития обучающихся, контроль их учебных достижений; формирование у обучающихся ценностных ориентаций; создание и поддержка благоприятной образовательной среды.
Задачи профессиональной деятельности: 2 В области методической деятельности: сбор, анализ, систематизация и использование информации в сфере профессиональной деятельности ; обоснованный выбор образовательной программы, учебно-методического обеспечения и их адаптация; планирование учебных занятий по предмету в соответствии с учебным планом; организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся по предмету; Планирование, организация и анализ собственной педагогической деятельности.
Задачи профессиональной деятельности: 3 В области социально-педагогической деятельности осуществление педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся; организация и развитие внутриколлективных и межличностных отношений; взаимодействие с социальными институтами и родителями обучающихся.
Задачи профессиональной деятельности: 4 В области организационно-управленческой деятельности управление учебной и внеучебной деятельностью обучающихся и оценка ее результатов; обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся в образовательном процессе; организация деятельности коллектива обучающихся; организация взаимодействия с общественными и образовательными, детскими коллективами и родителями; ведение документации образовательного учреждения.
Задачи профессиональной деятельности: 5 в области культурно-просветительной деятельности формирование общей культуры обучающихся; организация культурного пространства образовательного учреждения.
Требования к результатам освоения основных образовательных программ Выпускник должен обладать следующими компетенциями: социально-личностными и общекультурными (СЛК); общенаучными (ОНК); инструментальными (ИК); профессиональными (ПК).
Определение компетенции Компетенция – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.
Социально-личностные и общекультурные компетенции (СЛК) способность к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, к социальной мобильности (СЛК-1); способность к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно- значимых философских проблем (СЛК-2); ……………….(СЛК-7).
Общенаучные компетенции (ОНК) Способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять научную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, умение использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОНК-1); …………………….(ОНК-5).
Инструментальные (ИК) Способность самостоятельно работать на компьютере (ИК-1). Способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке4 владение одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ИК-2). Способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально- значимого содержания (ИК-3). …………….(ИК-6).
Профессиональные (ПК) в области учебно-воспитательной деятельности (ПК УВД); в области методической деятельности (ПК- МД); в области социально-педагогической деятельности(ПК СПД); в области культурно-просветительной деятельности (ПК КПД); в области организационно-управленческой деятельности ( ПК ОУД)
Требования к структуре основных образовательных программ Учебные циклы: -гуманитарный, социальный и экономический цикл; -математический и естественнонаучный цикл; - профессиональный цикл; и разделов: - физическая культура, -учебная производственная практика; - итоговая государственная аттестация
Части циклов: базовая (обязательная); вариативная (профильная).
Гуманитарный, социальный и экономический циклы: ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ: История, Философия, Иностранный язык
Профессиональный цикл ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ: Безопасность жизнедеятельности.
Требования к условиям реализации основных образовательных программ Общие требования к образовательным учреждениям. Требования к обеспечению образовательным учреждением прав обучающихся при освоении ими основной образовательной программы. Требования к организации учебной и производственной практик. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса. Требования к учебно-методическому и информационному обеспечению учебного процесса. Требования к финансовому обеспечению реализации основной образовательной программы. Требования к материально-техническому обеспечению образовательного процесса. Требования к оценке качества освоения основных образовательных программ.
Спасибо за внимание!