Профессиональная деятельность учителя химии и биологи МОУ «Шойшудумарская общеобразовательная основная школа» Михеева Юрия Валерьевича. Профессиональная деятельность учителя химии и биологи МОУ «Шойшудумарская общеобразовательная основная школа» Михеева Юрия Валерьевича. г. Йошкар-Ола, 2007 г.
Глобальные экологические проблемы современности. Парниковый эффект. Цели и задачи: I. Познакомить учащихся с сущностью парникового эффекта, с причинами вызывающих парниковый эффект. II. Дать навыки экологического прогнозирования изменения климата на Земле в не далеком будущем III. Воспитать экологическую культуру бережного отношения к окружающей среде.
Содержание работы: Введение. История возникновения теории парникового эффекта. Сущность парникового эффекта. Вклад парниковых газов в изменении климата Земли. Причины роста концентрации парниковых газов. Изменение средней температуры в зависимости от содержания в воздухе метана и углекислого газа Экологическое прогнозирование. Контрольные вопросы по теме. Тестовая проверка знаний по теме. Информация об использованных ресурсах. Об авторе.
Введение. История возникновения теории парникового эффекта. Еще в 1827 году французский физик Жозеф Фурье предположил, что атмосфера земли выполняет функцию своего рода стекла в теплице: воздух пропускает солнечное тепло, не давая ему при этом испариться обратно в космос. Этот эффект достигается благодаря некоторым атмосферным газам, таким,, например, как водяные испарения и углекислый газ. Они пропускают инфракрасный свет, излучаемый солнцем, но поглощают инфракрасное излучение, имеющее более низкую частоту и образующееся при нагревании земной поверхности солнечными лучами. Если бы этого не происходило, Земля была бы примерно на 30 градусов холоднее, чем сейчас, и жизнь бы на ней практически исчезла.
Сущность парникового эффекта Суть парникового эффекта состоит в следующем: Земля получает энергию от Солнца, в основном, в видимой части спектра, а сама излучает в космическое пространство, главным образом, инфракрасные лучи. Однако многие содержащиеся в ее атмосфере газы прозрачны для видимых лучей, но активно поглощают инфракрасные, удерживая тем самым в атмосфере часть тепла.
Изменение средней температуры в зависимости от содержания в воздухе метана и углекислого газа
Вклад атмосферных составляющих в парниковый эффект Газы, вызывающие парниковый эффект, - это не только диоксид углерода (CO2). К ним также относятся метан (CH4), закись азота (N2O), гидрофторуглероды (ГФУ), перфторуглероды (ПФУ), гексафторид серы (SF6). Однако именно сжигание углеводородного топлива, сопровождающееся выделением CO2, считается основной причиной загрязнения.
Причины роста концентрации парниковых газов. Причина быстрого роста количества парниковых газов очевидна, - человечество сейчас сжигает за день столько ископаемого топлива, сколько его образовывалось за тысячи лет в период образования месторождений нефти, угля и газа. От этого "толчка" климатическая система вышла из равновесия и мы видим большее число вторичных негативных явлений: особо жарких дней, засух, наводнений, резких скачков погоды.
Контрольные вопросы по теме. В чем заключается сущность парникового эффекта? Какие парниковые газы вам известны? Какой газ наиболее существенно вносит вклад в повышении температуры? По какой причине происходит повышение концентрации парниковых газов? К каким следствиям может привести изменение климата?
Тестовая проверка знаний по теме. 1. Самый большой вклад в создании парникового эффекта влияет газ: A. Метан. B. Оксид азота. C. Углекислый газ. D.Озон. 2. Наибольший выброс парниковых газов имеет страна: A.Россия. B.США. C.ЯПОНИЯ. D.Германия. 3. Выберите из списка страну не подписавшую Киотский протокол: A.Россия. B.США. C.Германия. D.Бельгия.
Тестовая проверка знаний по теме. 4. Парниковый эффект может привести к: A.Похолоданию климата Земли. B.На климат не влияет. C.Потеплению климата Земли. D.На климат влияет но незначительно. 5. По самым худшим прогнозам глобальная температура Земли в 21веке увеличится на: A.3С B.2С C.6С D.1С 6. Причинами роста концентрации углекислого газа являются: A.Сжигание ископаемого топлива. B.Вырубка лесов. C.Выброс в атмосферу фреонов. D.Все эти причины.
Тестовая проверка знаний по теме. 7.Глобальное потепление может привести к: A.Исчезновению географических широт. B.Смещению магнитных полюсов Земли. C.Превращению теплого течения Гольфстрима в холодное. D.Ко всем перечисленным последствиям. 8.Проблему глобального потепления можно решить: A. Странами Европы и Азии. B. Только совместной работой мирового сообщества. C.Странами Европы. D. В пределах одной страны.
Тесты для обобщения и проверки знаний по теме. 9. За последние десятилетие концентрация углекислого газа увеличилось на: A.35% B.1,5 % C.3,5% D.0,5% 10. Проблему глобального потепления климата можно хотя бы частично решить: A.Заменой старых технологий на более новые "экологичные". B.Использованием новых экологически чистых источников энергии. C.Сокращением выброса углекислого газа в атмосферу. D.Все перечисленные способы.
Экологическое прогнозирование 1)Согласно спутниковым наблюдениям, проводившимся с конца 1960-х годов, в результате потепления площади снежного покрова Земли сократились на 10%. Как следствие, повысился уровень моря - в среднем на 20 см в течение прошлого столетия. А до 2100 года, по оценкам специалистов, уровень моря может подняться еще на 47 см. 2) Теплое течение Гольфстрима на север ослабляется и возможна его замена на холодное течение с севера. 3) «Эль-Ниньо» формирует второй охлаждающий климатический «удар» по Канаде и США. 4) К этим процессам добавляется процесс движения магнитных полюсов со всей совокупностью солнечно-планетарныx связей и факторов. 5)На Земле могут исчезнуть климатические зоны 6)В течение прошлого века температура у поверхности земли выросла на 0,6 градуса Цельсия (плюс-минус 0,2 градуса). При этом, по оценкам ученых, до 2100 года температура может вырасти еще на 1,5-5,8 градусов Цельсия. 7)Повышение температуры увеличит испарение влаги с поверхности океана. Это приведет к увеличению выпадения осадков на 11 процентов. 8)Не только сильная жара, но и сильные внезапные заморозки, наводнения, сели, смерчи, ураганы будут следствиями эффектами глобального потепления.
Информация об использованных ресурсах. ms/1-98/par_eff.htm Природа парникового эффекта. ms/1-98/par_eff.htm Опасен ли парниковый эффект /parnik.html Парниковый эффект и глобальное потепление /parnik.html
Михеев Юрий Валерьевич Образование высшее окончил МарГУ в 1998 году биолого-химический факультет по специальности «Химия» Учитель химии и биологи Категория-первая Стаж-9 лет