Формирование инновационной деятельности учителей в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы Нукеева Ж.Т., методист по биологии и химии
В этом направления можно выделить: разработку различных вариантов содержания образования; использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных услуг; научную разработку и практическое обоснование новых идей и инноваций.
Личностные характеристики современного учителя : потребность и способность к активной и разносторонней инновационно-педагогической и социально-культурной деятельности; тактичность, чувство симпатии, терпеливость и терпимость в отношениях с коллегами и учащимися; готовность принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать; понимание своеобразия и относительной автономности саморазвития личности; умение обеспечить общение, умение предотвращать конфликты в ученических и коллективных сообществах; знание особенностей психического развития учащихся и стремление целенаправленно создавать педагогические условия, необходимые для их саморазвития; способность к собственному саморазвитию и самовоспитанию.
Социально и профессионально обусловленные качества учителя: высокая гражданская ответственность и социальная активность; высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к людям; любовь к людям; подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность. физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.
грамотно организовать учебно-воспитательный процесс; грамотно организовать учебно-воспитательный процесс; творчески подходить к новым представлениям и идеям, а главное – проектировать и моделировать их в практических формах УВП; творчески подходить к новым представлениям и идеям, а главное – проектировать и моделировать их в практических формах УВП; общаться и управлять ученическим коллективом в ходе занятий и в повседневной жизни; общаться и управлять ученическим коллективом в ходе занятий и в повседневной жизни; использовать современные методы исследований, выводы и рекомендации науки для совершенствования УВП; использовать современные методы исследований, выводы и рекомендации науки для совершенствования УВП; осуществлять анализ фактов, явлений и процессов в школьном коллективе, использовать инновационные методы, формы и средства в интересах совершенствования практической деятельности; осуществлять анализ фактов, явлений и процессов в школьном коллективе, использовать инновационные методы, формы и средства в интересах совершенствования практической деятельности; применять современные информационные технологии для повышения инновационной культуры учащихся и коллектива школы. применять современные информационные технологии для повышения инновационной культуры учащихся и коллектива школы.
Деятельность городского методического объединения учителей биологии и химии осуществляется по теме: «Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях перехода к 12-летнему обучению», с целью повышения качества биолого- химического образования путем формирования профессиональных компетенций педагога
технология системного подхода к интенсификации учебного процесса на уроках биологии (Буяльская Е.А., учитель биологии СШ8); технология системного подхода к интенсификации учебного процесса на уроках биологии (Буяльская Е.А., учитель биологии СШ8); технология дифференцированного подхода к обучению (Федулова Г.Н., учитель химии, Гончарова Е.Д., учитель биологии СШ1, Волкова Т.В., учитель биологии ЕМГ); технология дифференцированного подхода к обучению (Федулова Г.Н., учитель химии, Гончарова Е.Д., учитель биологии СШ1, Волкова Т.В., учитель биологии ЕМГ); технология проектного обучения на уроках биологии (Кириченко И.Г., учитель биологии СШ1). технология проектного обучения на уроках биологии (Кириченко И.Г., учитель биологии СШ1).
в 2006 году 25 программ вариативных курсов; в 2007 году 37 программ вариативных курсов. На экспертизу авторских работ было представлено:
Авторские работы: электронно-дидактическое пособие «Уроки биологии в 8 классе» (Кашарина Т.А., СШ3); УМК «Основы цитологии» (Огаркова М.А., СШ30), одобренные городским экспертным советом; Электронное пособие видеокурса «Основные приемы решения расчетных задач по химии» (Гацюк Л.И., СШ23). Данная педагогическая инициатива в октябре 2007 года была лицензирована.
Результаты научно- исследовательской работы: за 2 года разработано 65 авторских образовательных программ вариативных курсов, в их разработке и реализации участвует 35% педагогов; за два года в итоге лицензировано 10 авторских работ учителей биологии и химии города.
работу учителей в составе творческих групп; работу проблемных групп; индивидуальную работу с педагогами (включает работу учителей по теме самообразования и исследовательским темам учителей); деятельность школы передового опыта; работу методиста над научно- исследовательской темой.
Обобщение и внедрение ППО: публикациями, в том числе и на международных и региональных конференциях; педагоги города - участники НПК разного уровня; учителя биологии и химии участвуют в эксперименте на различных экспериментальных площадках города, области и республики; на базе школ города с участием учителей биологии и химии проведено открытые внеклассные воспитательные мероприятия, 28 семинаров разного уровня; организация научно-исследовательской деятельности в педагогических коллективах и опыт внедрения НИД изучен и обобщен на семинарах и НПК конференциях, заседаниях творческих групп и городского Экспертного совета, областного лицензионного Совета.
высокая общая культура и нравственность, высокая общая культура и нравственность, самоотдача, благородство, острое чувство нового, самоотдача, благородство, острое чувство нового, умение заглядывать в будущее и готовить своих учеников к жизни в будущем, умение заглядывать в будущее и готовить своих учеников к жизни в будущем, максимальная реализация индивидуального таланта в сочетании с педагогическим сотрудничеством, максимальная реализация индивидуального таланта в сочетании с педагогическим сотрудничеством, общность идей и интересов учителей и учеников, творческое отношение к труду, социальная активность, общность идей и интересов учителей и учеников, творческое отношение к труду, социальная активность, высокий профессионализм и стремление к постоянному пополнению своих знаний, высокий профессионализм и стремление к постоянному пополнению своих знаний, принципиальность и требовательность, принципиальность и требовательность, отзывчивость, эрудиция и социальная ответственность. отзывчивость, эрудиция и социальная ответственность. Условия формирования инновационной деятельности учителей :
разработка авторских программ и пособий; систематизация и обобщение опыта инновационной деятельности педагогов; обогащение дидактической среды урока; разработка и внедрение инновационных форм и методов организации познавательной деятельности учащихся. Положительные тенденции в организации и результативности НИД