Химия рядом с нами. Элективный курс.
Цель: развитие познавательного интереса к естественнонаучным дисциплинам и создание мотивационной основы для осознанного выбора профессии. развитие познавательного интереса к естественнонаучным дисциплинам и создание мотивационной основы для осознанного выбора профессии.
Задачи: - расширить знания учащихся о практической роли химии; - расширить знания учащихся о практической роли химии; - развивать самостоятельность в приобретении новых знаний, творческое мышление; - развивать самостоятельность в приобретении новых знаний, творческое мышление; - совершенствовать практические умения и навыки; - совершенствовать практические умения и навыки; - формировать умение планировать и проводить лабораторные исследования и химический эксперимент с окружающими нас веществами. - формировать умение планировать и проводить лабораторные исследования и химический эксперимент с окружающими нас веществами.
Учебно-тематический план. Тема блока Число часов 1 Вводное занятие. Цель курса. Правила работы в химической лаборатории. Знакомство с лабораторным оборудованием. 2 2 Кислоты и основания вокруг нас. 6 3 Химия и цвет. Природные красители. 4 4 Исследование моющих и чистящих средств. 4 5 Химические элементы в живой природе. Биологическая роль ионов металлов и неметаллов. Исследование продуктов питания. 2 6 Важнейшие природные органические соединения- жиры, углеводы, белки. Исследование продуктов питания. 4 7 Заключительное занятие. 2 Итого24
Вводное занятие. Цель курса. Правила работы в химической лаборатории. Знакомство с лабораторным оборудованием. Лабораторное оборудование, химическая посуда. Лабораторное оборудование, химическая посуда. Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории. Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории. Правила пользования нагревательными приборами. Правила пользования нагревательными приборами. Приёмы сборки простейших приборов. Приёмы сборки простейших приборов.
Кислоты и основания вокруг нас. Кислотность среды. Понятие о водородном показателе ( рН ). Кислотность среды. Понятие о водородном показателе ( рН ). Индикаторы, история индикаторов. Индикаторы, история индикаторов. Растительные индикаторы (свекла, краснокочанная капуста, лук, черника, вишня и др.) Растительные индикаторы (свекла, краснокочанная капуста, лук, черника, вишня и др.) Приготовление вытяжки из образцов и исследование изменения окраски полученных индикаторов в разной среде. Приготовление вытяжки из образцов и исследование изменения окраски полученных индикаторов в разной среде. Исследование содержания кислот в пищевых продуктах и напитках (угольная, молочная, лимонная, яблочная). Исследование содержания кислот в пищевых продуктах и напитках (угольная, молочная, лимонная, яблочная). Витамин С. Содержание витамина С в овощах и фруктах. Действие нагревания на витамин С. Витамин С. Содержание витамина С в овощах и фруктах. Действие нагревания на витамин С.
Химия и цвет. Природные красители. Химия и цвет. Химия и цвет. История красителей. История красителей. Понятие о протравливании тканей. Использование алюмокалиевых квасцов, бихромата калия, железного купороса, медного купороса для подготовки тканей. Понятие о протравливании тканей. Использование алюмокалиевых квасцов, бихромата калия, железного купороса, медного купороса для подготовки тканей. Растительные красители. Получение красителей из овощей, фруктов, ягод, чая, кофе и т.д. Растительные красители. Получение красителей из овощей, фруктов, ягод, чая, кофе и т.д. Окрашивание образцов тканей. Окрашивание образцов тканей.
Исследование моющих и чистящих средств. Моющие и чистящие средства. Моющие и чистящие средства. Исследование воздействия их на различные окрашивающие вещества. Исследование воздействия их на различные окрашивающие вещества. Удаление налётов ржавчины, пятен органического происхождения. Удаление налётов ржавчины, пятен органического происхождения. Экологические проблемы, связанные с использованием различных моющих средств. Экологические проблемы, связанные с использованием различных моющих средств.
Химические элементы в живой природе. Биологическая роль ионов металлов и неметаллов. Исследование продуктов питания. Понятие о макро- и микро-элементах. Понятие о макро- и микро-элементах. Биологическая роль металлов ( калия, натрия, кальция, магния, железа, меди, серебра и др.). Содержание их в организме человека. Биологическая роль металлов ( калия, натрия, кальция, магния, железа, меди, серебра и др.). Содержание их в организме человека. Исследование продуктов питания на содержание ионов железа. Исследование продуктов питания на содержание ионов железа. Биологическая роль неметаллов ( фтора, иода, брома). Источники поступления их в организм человека. Биологическая роль неметаллов ( фтора, иода, брома). Источники поступления их в организм человека. Определение содержания данных ионов в различных продуктах. Определение содержания данных ионов в различных продуктах.
Важнейшие природные органические соединения- жиры, углеводы, белки. Исследование продуктов питания. Биологическая роль этих соединений. Биологическая роль этих соединений. Качественные реакции на глюкозу, крахмал, белок. Качественные реакции на глюкозу, крахмал, белок. Исследование содержания этих веществ в пищевых продуктах. Исследование содержания этих веществ в пищевых продуктах.