Химическая азбука пищи Девиз урока: Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока не удастся связать воедино разрозненные факты Д.Хевеши
Цели и задачи Цель: систематизация знаний учащихся на межпредметной основе. Цель: систематизация знаний учащихся на межпредметной основе. Задачи: Задачи: Образовательные: Образовательные: обобщение знаний о химических свойствах веществ; обобщение знаний о химических свойствах веществ; рассмотреть применение знаний по химии на практике; рассмотреть применение знаний по химии на практике; закрепление навыков экспериментирования. закрепление навыков экспериментирования. Воспитательные: Воспитательные: доказать учащимся ведущую роль теории в познании практики; доказать учащимся ведущую роль теории в познании практики; показать учащимся взаимосвязь противоположных процессов. показать учащимся взаимосвязь противоположных процессов. Развивающие: Развивающие: развитие логического мышления путем сравнения, обобщения, анализа, систематизации; развитие логического мышления путем сравнения, обобщения, анализа, систематизации; развитие познавательной активности и творческой деятельности. развитие познавательной активности и творческой деятельности.
Состав молока Демонстрационный опыт Демонстрационный опыт Цель работы: доказать наличие белка в молоке. Оборудование: стаканчик с молоком, стеклян ная палочка, уксусная кислота, марля, чистый стаканчик, чашка Петри. Ход работы Натяните на стакан марлю. Сложенную в четыре слоя, и отфильтруйте Через неё казеин. Собранный в марле казеин немного отожмите над стаканом.
Обнаружение в шоколаде углеводов Насыпьте в пробирку тёртый шоколад и прилейте 2 мл воды. Встряхните содержимое пробирки несколько раз и отфильтруйте. Добавьте к фильтрату 1 мл раствора гидроксида натрия и 3 капли раствора сульфата меди. Встряхните пробирку. Появляется ярко – синее окрашивание. Такую реакцию даёт сахароза. Капните каплю йода на кусочек белого хлеба. Вы наблюдаете си- нее окрашивание. Это говорит о наличии крахмала.
Обнаружение жиров Положите большой чипс на фильтровальную бумагу и согните её Положите большой чипс на фильтровальную бумагу и согните её пополам, раздавив испыпуемый образец на сгибе бумаги. Удалите кусочки чипса с фильтровальной бумаги и посмотрите бумагу на свет. пополам, раздавив испыпуемый образец на сгибе бумаги. Удалите кусочки чипса с фильтровальной бумаги и посмотрите бумагу на свет. Проделайте тоже самое с семенами подсолнечника.
Определение наличия витамина С Лабораторный эксперимент: Аптечную настойку йода разбавить водой в 40 раз. 20 мл сока разбавить водой до 100 мл и прилить к нему немного крахмального раствора, приготовленного из расчета 1 г крахмала на 200 г воды. После этого к смеси растворов приливать по каплям с помощью пипетки раствор йода. Как только йод полностью окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая его капля окрасит раствор в синий цвет.
Состав пищи Рацион человека позднего палеолита Рацион современного человека Белок, в т.ч. животный Жиры, в т.ч. растительные 71,329,748 Углеводы333,6602 Растительныеволокна45,7 Не нормируются Кальций,1,612 Витамин С 0,3920,108 Дневной рацион человека.
Химия питания. 1 теория. Времена Аристотеля. Пища – химический процесс – переработка – кровь. 2 теория. Калорийная (18 век) Пища – это материал для компенсации вещественных и энергетических затрат организма. Приток веществ должен соответствовать их потере и приток энергии должен компенсировать её расход. 3 теория. Теория естественного питания. Питание должно соответствовать естественным процессам переработки пищи. Но для человека важнее не калорийность, а био- энергетическая ценность пищи.
Коды пищевых добавок 1. Запрещённые-Е103, Е105, Е111, Е121, Е123, Е125, Е126, 1. Запрещённые-Е103, Е105, Е111, Е121, Е123, Е125, Е126, Е130, Е152. Е130, Е Подозрительные-Е104, Е122, Е141, Е150, Е171, Е173, Е180, Е241, Е Подозрительные-Е104, Е122, Е141, Е150, Е171, Е173, Е180, Е241, Е Опасные-Е102, Е110, Е120, Е124, Е Опасные-Е102, Е110, Е120, Е124, Е Канцерогенные-Е131, Е210-Е217, Е240, Е Канцерогенные-Е131, Е210-Е217, Е240, Е Вызывающие расстройства кишечника-Е221-Е Вызывающие расстройства кишечника-Е221-Е Вредные для кожи-Е221 - Е Вредные для кожи-Е221 - Е Вызывающие нарушение давления-Е250, Е Вызывающие нарушение давления-Е250, Е Провоцирующие появление сыпи-Е311, Е Провоцирующие появление сыпи-Е311, Е Повышающие уровень холестерина-Е320 – Е Повышающие уровень холестерина-Е320 – Е Вызывающие расстройство желудка-Е338, Е341, Е407, Е450, Е461 – Е Вызывающие расстройство желудка-Е338, Е341, Е407, Е450, Е461 – Е466
задачи Задача 1 Вычислите, какую часть лимона необходимо съедать ежесуточно для того, чтобы восполнить потребность организма в витамине С. В расчетах следует принять, что масса лимона равна 100 г; содержание витамина С (аскорбиновой кислоты) в лимоне составляет 0,5 %, суточная потребность взрослого человека в витамине С 100 мг. Ответ: 1/5 лимона.
Задача2 В куске белого пшеничного хлеба 0,8 мг железа. Сколько кусков нужно съедать в день для удовлетворения суточной потребности в этом элементе. (Суточная потребность в железе 18 мг). В куске белого пшеничного хлеба 0,8 мг железа. Сколько кусков нужно съедать в день для удовлетворения суточной потребности в этом элементе. (Суточная потребность в железе 18 мг). (Ответ. 22,5 кусочка) (Ответ. 22,5 кусочка)
Задача3 Один стакан цельного молока содержит 288 мг кальция. Сколько нужно выпивать в день молока для снабжения вашего организма достаточным количеством этого элемента? (Суточная потребность 800 мг Са.) Один стакан цельного молока содержит 288 мг кальция. Сколько нужно выпивать в день молока для снабжения вашего организма достаточным количеством этого элемента? (Суточная потребность 800 мг Са.) (Ответ. Для удовлетворения суточной потребности в кальции взрослый мужчина должен выпивать в день 2,7 стакана молока: 800 мг Са*(1 стакан молока/ 288 Са) = 2,7 стакана молока). 800 мг Са*(1 стакан молока/ 288 Са) = 2,7 стакана молока).
Проверка знаний. 1.Из внешней среды организм получает: А. углекислый газ Б. кислород, органические вещества, минеральные соли,воду В. Мочевину. 2. Необходимая энергия А. поступает в организм с пищей Б. образуется в организме самостоятельно 3. При энергетическом обмене А. накапливаются вещества и энергия Б. проходит окисление веществ и выделение энергии 4. За счет чего растет организм А. благодаря пластическому обмену Б. энергетическому обмену 5. На какие вещества распадаются белки А. аминокислоты Б. жирные кислоты и глицирин В. Глюкоза 6. На какие вещества распадаются жиры А. аминокислоты Б. жирные кислоты и глицирин В. глюкоза
Химия – удивительная наука, она вводит человека в мир, в котором мы живем.