Ученическая конференция. «Современный этап научно- технической революции».
Цель: дать представление о современном этапе НТР и его последствиях для человека и общества, о том, что в результате НТР радикально меняется положение человека в производстве (он выводится за пределы непосредственного создания готового продукта и становится рядом с ним), существенно меняется содержание труда; воспитание возрастающей роли знаний жизни общества и каждого человека. Цель: дать представление о современном этапе НТР и его последствиях для человека и общества, о том, что в результате НТР радикально меняется положение человека в производстве (он выводится за пределы непосредственного создания готового продукта и становится рядом с ним), существенно меняется содержание труда; воспитание возрастающей роли знаний жизни общества и каждого человека.
Вопросы, направленные на актуализацию понятий: Что представляет собой вещественный фактор производства? Что представляет собой вещественный фактор производства? Какова структура средств производства? Какова структура средств производства? Что такое предмет труда? Что такое предмет труда? Что такое средства труда? Что такое средства труда? Что входит в понятие «производительные силы?» Что входит в понятие «производительные силы?» Что называют технологией? Что называют технологией?
Ключевые понятия, рассматриваемые на конференции – это НТП и НТР. НТП – взаимосвязанные поступательное развитие науки и техники, проявляющееся, с одной стороны, в постоянном воздействии научных открытий и изобретений на уровень техники и технологии, с другой – в применении новейших приборов и оборудования в научных исследованиях. НТР - коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, непосредственную производительную силу.
Основные направления НТР: автоматизация и компьютеризация производства; автоматизация и компьютеризация производства; внедрение новейших информационных технологий; внедрение новейших информационных технологий; разработка биотехнологий; разработка биотехнологий; создание новых конструкционных материалов; создание новых конструкционных материалов; освоение новейших источников энергии; освоение новейших источников энергии; революционные изменения в средствах коммуникации и связи. революционные изменения в средствах коммуникации и связи.
НТП имеет две формы: Эволюционная форма – это совершенствование действующих технологий, модернизация традиционной техники; Эволюционная форма – это совершенствование действующих технологий, модернизация традиционной техники; НТР – создание и освоение новых машин и оборудования, принципиально новых технологий, обеспечивающих многократное повышение производительности труда. НТР – создание и освоение новых машин и оборудования, принципиально новых технологий, обеспечивающих многократное повышение производительности труда.
Темы выступлений: Развитие техники на разных исторических этапах. Развитие техники на разных исторических этапах. НТР и транспорт. НТР и транспорт. Новые технологии в строительстве. Новые технологии в строительстве. Открытия в области биологии в эпоху НТР. Открытия в области биологии в эпоху НТР. Новейшие открытия в области химии. Новейшие открытия в области химии. НТР и экологические проблемы современности. НТР и экологические проблемы современности. Географические открытия в эпоху НТР. Географические открытия в эпоху НТР. Математика и физика. Математика и физика. НТР и информатика. НТР и информатика. Приоритетный национальный проект «Образование» Приоритетный национальный проект «Образование»
НТР характеризуется новыми чертами: 1. глубокая интеграция науки и производства, когда производство превращается «в технологический отдел науки». Сейчас наука превратилась в самостоятельную отрасль и опережает развитие производства. 1. глубокая интеграция науки и производства, когда производство превращается «в технологический отдел науки». Сейчас наука превратилась в самостоятельную отрасль и опережает развитие производства. 2. Комплексная механизация и первичная автоматизация производства происходят на основе широкого внедрения гибких производственных систем, промышленных роботов, роторно- конвейерных линий. 2. Комплексная механизация и первичная автоматизация производства происходят на основе широкого внедрения гибких производственных систем, промышленных роботов, роторно- конвейерных линий. 3. Создание искусственных предметов труда с заранее заданными свойствами. 3. Создание искусственных предметов труда с заранее заданными свойствами. 4. Появление новых технологий: лазерной, плазменной, биотехнологии и т.д. Превращение информатики в элемент технологии. 4. Появление новых технологий: лазерной, плазменной, биотехнологии и т.д. Превращение информатики в элемент технологии. 5. Новейшая наука устремилась в микромир. Началось освоение космоса. 5. Новейшая наука устремилась в микромир. Началось освоение космоса.
Отметим, что некоторые названные черты НТР в полной мере проявились лишь на современном ее этапе. Этот новый этап НТР получил название компьютерной революции. Понятие компьютерной революции отражает: качественный скачок в развитии ЭВМ; качественный скачок в развитии ЭВМ; беспрецедентный масштаб и силу влияния электронной вычислительной техники на развитие экономики; беспрецедентный масштаб и силу влияния электронной вычислительной техники на развитие экономики; новую ступень развития методов и средств познавательной деятельности; новую ступень развития методов и средств познавательной деятельности; серьезные качественные сдвиги в социально- культурной и социально-практической сферах. серьезные качественные сдвиги в социально- культурной и социально-практической сферах.
Руководители: Васкина Нина Ивановна – зам. директора по учебно-воспитательной работе, учитель обществознания. Васкина Нина Ивановна – зам. директора по учебно-воспитательной работе, учитель обществознания. Эльдыкова Надежда Ивановна – зам. директора по научно-методической работе. Эльдыкова Надежда Ивановна – зам. директора по научно-методической работе. Осипова Наталия Васильевна – учитель биологии. Осипова Наталия Васильевна – учитель биологии. Белопасова Зоя Георгиевна – учитель географии. Белопасова Зоя Георгиевна – учитель географии. Андреева Нина Ефимовна – учитель математики и информатики. Андреева Нина Ефимовна – учитель математики и информатики. Куприянов Юрий Леонидович – учитель физики. Куприянов Юрий Леонидович – учитель физики. Ванюков Олег Степанович – директор школы, учитель истории. Ванюков Олег Степанович – директор школы, учитель истории.