1 О концепции государственного стандарта общего образования II поколения
2 I.Общие положения концепции. II.Модель построения государственных стандартов общего образования ( основные компоненты и структура компонентов стандарта ). III.Разработка, утверждение, введение и контроль исполнения стандартов.
3 Общие положения концепции Стандарт - средство обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его постоянного воспроизводства и развития. Будучи стабильным в течение определенного времени, стандарт динамичен и открыт для изменений, отражающих общественные потребности.
4 Общие положения концепции Главные факторы, влияющие сегодня на развитие образования: Переход от индустриального к информационному обществу. Поворот к личности обучаемых (развитие личности – смысл и цель современного образования). Переход к рыночной экономике.
5 Общие положения концепции Задачи стандарта I поколения: Нормативно-правовое регулирование содержания и результатов школьного образования в условиях многообразия образовательных систем. Сохранение единого базового ядра образования за счет введения инвариантного минимально допустимого (достаточного) уровня содержания и требований к подготовке выпускников.
6 Общие положения концепции Функции стандарта II поколения: Обеспечение права на полноценное образование. Сохранение единства образовательного пространства страны. Повышение качества образования. Обеспечение преемственности образовательных программ. Критериально-оценочная функция. Повышение объективности оценивания. Гуманизация образования и обеспечение равенства возможностей для развития личности.
7 Компоненты стандарта
8
9
10
11 Пакет документов о стандарте Регулируют результат общего образования и процесс его достижения: Требования к структуре программ Требования к результатам освоения программ Определяют условия получения общего образования: Требования к условиям реализации программ
12 Требования к условиям получения общего образования описание совокупности ресурсов материальных; финансовых; учебно-методических; кадровых и других.
13 Требования к структуре общеобразовательных программ указания на состав программ; описание базовых компонентов программ; требования к соотношению основной части программы и части, формируемой участниками образовательного процесса (учителя, родители, учащиеся) ; требования к объему программы.
14 Требования к результатам освоения общеобразовательных программ требования к образовательным результатам ( описание планируемых результатов образования, которые могут быть реально достигнуты в общеобразовательных учреждениях ); требования к деятельности образовательных учреждений, направленной на достижение планируемых образовательных результатов.
15 Предметные результаты образовательной деятельности выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов содержания учебного предмета (знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей).
16 Метапредметные результаты образовательной деятельности освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
17 Личностные результаты образовательной деятельности Сформировавшаяся в ходе образовательного процесса система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
18 Личностные результаты образовательной деятельности Сформировавшаяся в ходе образовательного процесса система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
19 Важная характеристика требований - возможность (невозможность) проверки результатов образования с помощью КИМов 1 тип НЕ подлежат формализованному итоговому контролю и аттестации 2 тип подлежат формализованному итоговому контролю и аттестации
20 Не подлежат формализованному итоговому контролю и аттестации -Ценностные ориентации выпускника, выражающие его индивидуально личностные позиции ( религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.) ; -Характеристика социальных чувств ( патриотизм, гуманизм ); -Индивидуальные психологические характеристики личности.
21 Подлежат проверке и аттестации - Научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; - Умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенные способы деятельности;
22 Подлежат проверке и аттестации - Коммуникативные и информационные умения; - Умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций; - Способность к контролю и самоконтролю; - Способность к творческому решению учебных и практических задач.
23 Нормативное сопровождение требований к структуре программ и результатов их освоения Фундаментальное ядро содержания Базисный учебный план Учебные программы Модель системы оценки результатов освоения образовательных программ
24 Фундаментальное ядро содержания общего среднего образования - Основополагающие научные знания, имеющие методологический и системообразующий характер: ключевые факты, понятия, идеи, методы, теории. - Универсальные учебные действия: личностные универсальные учебные действия, ориентировочные действия, конкретные способы преобразования учебного материала; коммуникативные действия.
25 Научные знания распределяются по циклам Гуманитарный и социальный Русский язык Иностранные языки Литература Искусство История География Обществознание Естественно- математический Математика Информатика Физика Химия Биология
26 Федеральный Базисный учебный план фиксирует рекомендуемый состав учебных предметов и распределение времени между ними СТРУКТУРА БУПа Инвариантная часть – обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам. Вариативная часть – обеспечивает индивидуальный характер развития обучающихся, их интересы и склонности, интересы субъекта РФ в реализации содержания общего образования.
27 Примерные (базисные) учебные программы по предметам Обеспечивают возможность вариативной реализации содержания образования. Имеют ориентирующий и некатегоричный характер. Программы развития универсальных учебных действий Дополняют примерные учебные программы. Призваны регулировать освоение метапредметных умений.
28 Модель системы оценки результатов освоения основных образовательных программ Является инструментальным ядром стандарта. Конкретизирует требования и ожидаемые результаты. Процедуры оценки результатов освоения основных образовательных программ Персонифицированная аттестация Неперсонифицированный мониторинг
29 Внешняя и внутренние оценки строятся на критериальной основе, адекватно отражающей основные требования стандарта к результатам образования. Процедура оценивания является важнейшим условием формирования оценочной деятельности и предполагает включение в содержание элементов, направленных на формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, самооценки. Система оценивания Внутренняя оценка педагогика и школы Внешняя оценка Итоговая аттестация выпускников Аттестация образовательного учреждения
30 Спасибо за внимание !