Урок подготовила Алакина Татьяна Ивановна учитель химии МОУ СОШ 11 г. Павлово Нижегородской области
Образовательная: формирование знаний учащихся о щелочных металлах как представителях типичных металлов, понятия о взаимосвязи строения атомов со свойствами (физическими и химическими). Знакомство со способами качественного распознавания щелочных металлов в соединениях, с их применением. Развивающая: развитие умений исследовательской деятельности, логического мышления и памяти учащихся, умения находить и анализировать информацию из различных источников, сравнивать, обобщать, делать выводы, развитие информационных и коммуникативных компетентностей, навыков самоконтроля и взаимоконтроля. Воспитывающая: воспитание толерантности, профессионального интереса к химическим специальностям, воспитание аккуратности, дисциплины, ответственного отношения к делу.
План. 1.Характеристика щелочных металлов по положению в ПСХЭ. 2.Физические свойства щелочных металлов. 3. Лабораторная работа «Химические свойства щелочных металлов». 4.Применение щелочных металлов. 5. Закрепление. 6.Тестирование.
Характеристика металлов как химических элементов Название элемента ЗнакПорядко вый номер Относительная атомная масса Ar Количество электронов на внешнем уровне Степень окисления ЛИТИЙ Li371+1 НАТРИЙ Na КАЛИЙ K РУБИДИЙ Rb ЦЕЗИЙ Cs ФРАНЦИЙ Fr
В 1807 г. в Англии Г. Деви открыл натрий и калий. «Натрун» - сода, «алкали» - щелочь. В 1817г. в Швеции А. Арфедсоном был открыт литий. «Литос» - камень. В 1860 – 1861г.г. в Германии Р.Бунзен и Г.Кирхгоф открыли рубидий «темно-красный» и цезий «небесно-голубой». В 1939г. во Франции М. Пере открыл радиоактивный элемент франций, который назвал в честь своей страны – Франции.
ОТКРЫТИЕ ЩЕЛОЧНЫХ МЕТАЛЛОВ Литий был открыт шведским химиком Й. Арведсоном в 1817 г. по предложению Й.Берцелиуса назван литием (от греч. литос – камень) Натрий и калий были впервые получены английским химиком и физиком Г. Дэви в 1807 г. при электролизе едких щелочей Й. Берцелиус предложил назвать один новый элемент натрием (от араб. натрун – сода), а второй элемент по предложению Гильберта назван калием (от араб. алкали – щелочь) Гемфри Дэви (1778 – 1829) Йенс-Якоб Берцелиус (1779–1848)
Плотность металлов Температура плавления Li- 0,534 г/см 3 Na- 0,971 г/см 3 K - 0,863 г/см 3 Rb – 1,532 г/см 3 Cs - 2,44 г/см 3 Li о С Na - 98 о С K - 64 о С Rb - 39 о С Cs - 27 о С
Цель: Изучить химические свойства щелочных металлов. Опыт Опыт 1. Взаимодействие натрия с кислородом ОпытОпыт 2. Взаимодействие натрия с водой ОпытОпыт 3. Взаимодействие натрия, калия, лития с водой ОпытОпыт 4. Горение солей лития. ОпытОпыт 6. Горение солей калия. ОпытОпыт 5. Горение солей натрия.
Химические свойства Щелочные металлы активно взаимодействуют почти со всеми неметаллами : 2Ме 0 + Н 2 0 = 2Ме +1 Н -1 (гидрид) 2Na + H 2 = 2NaH 2Ме 0 + Cl 2 0 = 2Mе +1 Cl -1 (хлорид) 2Ме 0 + S 0 = Mе +1 2 S (сульфид) опыт опыт С кислородом натрий образует пероксиды : 2 Ме 0 + О 2 0 = Ме +1 2 О 2 -1 пероксид 2Na + O 2 = Na 2 O 2
Химические свойства Кусочек металлического натрия реагирует с водой в присутствии фенолфталеина Все щелочные металлы активно реагируют с водой, образуя щелочи и восстанавливая воду до водорода: 2Ме 0 + 2Н 2 О = 2Ме +1 ОН + Н 2 2Na + 2Н 2 О = 2NaOH + H 2 Скорость взаимодействия щелочного металла с водой увеличивается от лития к цезию опыт опыт
Окраска пламени ионами щелочных металлов Li + K+K+ Na + Cs +
Нахождение в природе Натрий и калий широко распространены в природе в виде солей Соединения других щелочных металлов встречаются редко Кристаллы хлорида натрия – минерал галит Как очень активные металлы, они встречаются в природе только в виде соединений поташ Лепидолит - один из основных источников редких щелочных металлов, рубидия и цезия
Самые распространенные соединения металлов и их применение NaOH – едкий натр, каустическая сода. KOH - едкое кали. Na 2 CO 3 10H 2 O –кристаллическая сода. NaHCO 3 – пищевая сода. K 2 CO 3 -поташ. Na 2 SO 4 10H 2 O – глауберова соль. Используют для очистки нефтепродуктов, производства бумаги, мыла, волокон, стекла, удобрений. Применяют в медицине и фармакологии.
NaCl натрий хлор Гидроксид натрия Соляная кислота Производство мыла Пищевая промышленность сода
Na + - внутриклеточный ион, содержится в крови и лимфе, создает в клетках осмотическое давление. K+ K+ - внеклеточный ион, поддерживает работу сердца и мышц. Большое количество калия содержится в кураге, сои, фасоли, зеленом горошке, черносливе, изюме.
Задание 1. Определите «лишний» элемент в ряду. А) Fr, K, Cu, Na; Б) P, Li, O, Cl; В) Al, Ag, Ra, Cs. Объясните свой выбор.
1.Какой металл при взаимодействии с водой образует щелочь? SiNaFr CuLiPb CsZnK 4s 2 1s 1 2s 2 3s 1 6s 1 2s 1 3s 2 3p 1 4s 1 6s 2 2. Определите электронные формулу щелочных металлов.
1.Соединение NaOH называется 1) каустическая сода, 2) кристаллическая сода, 3) питьевая сода, 4) поташ. 2.Используется в производстве стекла, бумаги, мыла 1) Na 2 CO 3 10 H 2 O 2) Na 2 SO 4 10H 2 O 3) NaCl 4) NaOH 3. Предложил назвать литием от греческого слова литос – камень 1)Й. Берцеллиус 2) И. Арфведсон 3) Г.Деви 4) Г.Агрикола 4. Цвет пламени, в который его окрашивают ионы натрия 1) желтый 2) фиолетовый 3) красный 4) зеленый 5. В 100 г фасоли содержится 1,075 г калия. Сколько фасоли нужно съесть, чтобы получить суточную норму калия (5 г/сутки) 1) 465 г 2)0,053 г 3)107 г 4)21,5 г 1.Соединение Na2SO410H 2 O называется 1) глауберова соль 2) поваренная соль 2) пищевая сода 4) поташ 2. Разъедает ткани и бумагу. Используется при производстве мыла и волокон 1) Na 2 CO 3 10 H 2 O 2) Na 2 SO 4 10H 2 O 3) NaCl 4) NaOH 3. Предложил назвать калий от арабского алкали - щелочь 1)Й. Берцеллиус 2) И. Арфведсон 3) Г.Деви 4) Г.Агрикола 4. Цвет пламени, в который его окрашивают ионы калия 1) желтый 2) фиолетовый 3) красный 4) зеленый 5. В 100 г изюма содержится 3,055 г калия. Сколько изюма нужно съесть, чтобы получить суточную норму калия (5 г/сутки)? 1) 0,15 г 2) 164 г 3) 61,5 г 4) 305 г Вариант - 1Вариант - 2
П. 11, зад.1- (письменно); 3- (устно).
2Na + O 2 = 2Na 2 O
2Na + 2H2O = 2NaOH + H2
2Na + 2H2O = 2NaOH + H2 2K + 2H2O = 2KOH + H2 Уравнение взаимодействия лития с водой напишите самостоятельно.