Инновационное развитие и конкурентоспособность российских предприятий Инновационное развитие и конкурентоспособность российских предприятий И.Б.Гурков Изд-во «Теис», 2003
Задачи исследования Проследить динамику инновационной деятельности в основных отраслях промышленности Определить факторы, определяющие интенсивность и успешность инновационной активности предприятий Определить, какие инновации ведут к наибольшему выигрышу в конкурентной борьбе
Эмпирическая база исследования Опрос в июле 2002 г директоровОпрос в июле 2002 г директоров Опрос в октябре 2000 г. 740 директоровОпрос в октябре 2000 г. 740 директоров Опрос в октябре 1998 г. 740 директоровОпрос в октябре 1998 г. 740 директоров Опрошенные – руководители средних и крупных промышленных предприятий всех основных отраслей из 78 субъектов федерации
Распространенность значительных изменений в стратегиях в гг.
Типы инновационных стратегий предприятий Кластер 1 (6%) – концентрация на изменениях маркетинга и форм сбыта Кластер 2 (10%) – концентрация на финансовом менеджменте Кластер 3 (13%) – упор на технологическое развитие и контроль качества Кластер 4 (60%) – минимальные изменения Кластер 5 (8%) – организационные перестройки Кластер 6 (4%) – сбалансированные интенсивные инновации
Параметры конкурентоспособности, значимо влияющие на обеспечение предприятий заказами Химия и нефтехимия – уровень качества Металлургия – издержки и культура производства Машиностроение – издержки и система сбыта Электроника – культура производства Пищевая промышленность – Система сбыта и уровень качества Легкая промышленность – уровень издержек и уровень качества Стройиндустрия – уровень качества
Основные действенные инновации для повышения конкурентоспособности Для уровня издержек и цен– перестройка оргструктуры и выделение новых подразделений Для уровня технологии и культуры производства -Для уровня технологии и культуры производства - освоение принципиально новых изделий Для уровня качестваДля уровня качества – новые методы оценки и стимулирования персонала
Наиболее существенные выводы Присутствие на рынке западных конкурентов - ведущий стимул к перестройке маркетинга и совершенствованию технологии производства. Конкуренция иных стран не оказывает существенного влияния на инновации на российских предприятиях. Главный результат давления иностранных собственников – инновации в финансовом менеджменте и в технологиях производства «Свежие руководители» (со стажем в должности до 3 лет) берутся в основном за перестройку финансов и сбыта, но, в среднем, весьма осторожны с внедрением новой продукции и технологий Включенность предприятия в интегрированные структуры в среднем не ведет к интенсификации инновационной деятельности
Итоговая модель статистически доказанных взаимосвязей
После того, как книгу уже сдали в печать… Проведен повторный опрос 780 директоров предприятий, уже участвовавших в опросе в 2002 г. Повышены возможности прояснить дополнительные параметры развития предприятий, включая уровень инвестиций и институциональное давление Уточнена интегральная модель количественных взаимосвязей инновационности и конкурентоспособности
Итоговая модель взаимосвязей
Подробности об исследовании можно посмотреть на сайте Благодарим за внимание!