Выполнила учитель химии МОУ Центра образования Ветрова Т.А.
1.Познакомить учащихся с составом, классификацией и представителями кислот. 2.Сформировать умения экспериментировать, наблюдать, анализировать опыты, делать выводы. 3.На новых примерах подтвердить зависимость свойств веществ от состава и строения. 4.Показать связь между свойствами веществ, их получением и применением.
Это путешествие совершается по следующему маршруту: станция Информационная станция Информационная станция Историческая станция Историческая станция Дегустационная станция Дегустационная станция «Стоп! Красный свет». станция «Стоп! Красный свет». станция Экспериментальная станция Экспериментальная станция Индикаторная станция Индикаторная
СТАНЦИЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ После летней грозы в воде оказывается азотная кислота. Ежегодно с дождями выпадает на землю 100 млн.т. азотной кислоты. Дождевая вода – слабый раствор угольной кислоты, т.к. в ней растворен углекислый газ из атмосферы.
КИСЛОТЫ СОДЕРЖАТСЯ В ПИЩЕ: В фруктах В овощах и приправах В лекарствах В молочных продуктах.
Пища поставляет в наш организм целый «букет» кислот: Яблочную Щавелевую Уксусную Лимонную Аскорбиновую Винную Молочную Масляную
Мы сталкиваемся с кислотами не только дома. Если летом в лесу присесть вблизи муравейника, то надолго запомнятся жгучие укусы его обитателей. Муравей не просто кусает, он впрыскивает в рану яд, содержащий до 70% муравьиной кислоты. Из-за этой кислоты так жжется крапива. Тропический паук педипальпида, спасаясь от врагов, стреляет в них струйкой жидкости, состоящей на 84 % из уксусной кислоты.
Синильная кислота – сильнейший яд. Находится в ядрышках косточек слив и вишен. Самая значительная функция кислот в природе состоит в разрушении горных пород и создании почвы. Гранит – символ прочности – может превратиться в труху, из которой потом образуется почва, под действием кислот, выделяемых лишайниками. Это лишайниковые кислоты.
Важная роль кислот в человеческом организме Аскорбиновая –поставщик витамина С. Аскорбиновая –поставщик витамина С. Соляная – сильнейший бактерицид, под действием которого большинство бактерий, попавших в желудок погибают. Соляная – сильнейший бактерицид, под действием которого большинство бактерий, попавших в желудок погибают. Аминокислоты- образуют множество белков, а из них строятся все ткани нашего организма. Аминокислоты- образуют множество белков, а из них строятся все ткани нашего организма.
HR(кислоты)- это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка(R) Классификация: По основности Одноосновные HCL Двухосновные H2SO4 Трехосновные H3PO4 По содержанию атомов кислорода Кислородные HNO3-азотная H2SO4-серная Бескислородные H2S-сероводородная HCL-соляная
СТАНЦИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ CH 3 COOH – уксусная кислота ( I в. до н.э.; «древесная кислота») CH 3 COOH – уксусная кислота ( I в. до н.э.; «древесная кислота») H 2 SO 4 - серная кислота (Х в.; купоросное масло) H 2 SO 4 - серная кислота (Х в.; купоросное масло) HCL- соляная кислота (ХV в.; соляный спирт) HCL- соляная кислота (ХV в.; соляный спирт) HNO 3 –азотная кислота(ХV в.; селитряная водка) HNO 3 –азотная кислота(ХV в.; селитряная водка) H 2 CO 3 - угольная кислота (XVIII в.; содовая вода) H 2 CO 3 - угольная кислота (XVIII в.; содовая вода)
Станция Дегустационная. Большинство кислот кислые на вкус, но встречаются и другие : горькие- никотиновая горькие- никотиновая сладкие- салициловая сладкие- салициловая безвкусные- стеариновая. безвкусные- стеариновая. В химическом кабинете ничего нельзя пробовать на вкус!!! Это грубейшее нарушение техники безопасности. Но сегодня на уроке можно определить вкус таблетки аскорбиновой кислоты или кристалликов лимонной кислоты, которые лежат перед каждым на кусочке фольги
Кислоты : жидкие, твердые. Кислоты : жидкие, твердые. Многие хорошо растворимы в воде. Многие хорошо растворимы в воде. Растворы кислот кислый вкус. Растворы кислот кислый вкус. Многие разъедают растительные и животные ткани. Многие разъедают растительные и животные ткани.
Станция «Стоп! Красный свет!» Проводится опыт растворения в воде концентрированной серной кислоты. ОСТОРОЖНО! Учащиеся должны запомнить : Кислоту надо приливать к воде, а не наоборот!!! В случае попадания кислоты на кожу следует нейтрализовать раствором соды 5%, смыть водой! Кислоты разрушают : кожу! ткани! древесину!
Станция Индикаторная Постепенно химики научились распознавать кислоты. Постепенно химики научились распознавать кислоты.