Галеева Наталья Львовна, профессор кафедры управления развитием школы МПГУ, КБН, «Учитель Года г. Москвы -2003» Почетный работник среднего общего образования galeeva-n.ucoz.ru УЧИТЕЛЬ «Нашей новой школы»
«…главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития» Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» «…изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, способы и технологиив будущем» но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем». «…обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося» …Такая школа требует и нового учителя.
Основные направления развития общего образования 1. Переход на новые образовательные стандарты 1. Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 3. Совершенствование учительского корпуса 4. Изменение школьной инфраструктуры 4. Изменение школьной инфраструктуры 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 6. Расширение самостоятельности школ
ФГОС ПОДДЕРЖ -КА ТАЛАНТО В УЧИТЕЛЬ ИНФРАСТРУКТУРА (РЕСУРСЫ, ИНКЛЮЗИЯ И Т.Д.) зсс РАСШИРЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬ НОСТИ
Чем компетентностный подход отличается от традиционного, ЗУНовского? ЗУНовскийподход: В результате обучения – Знания, умения, навыки по предмету по предмету, соотнесенные с практикой реальной жизни уже в процессе обучения 1. Знания, умения, навыки по предмету, соотнесенные с практикой реальной жизни уже в процессе обучения Над- и метапредметные знания, умения, навыки, обеспечивающие качество процессов саморазития, самопознания и самообучения на всю жизнь. 3. Отношение к приобретенным знаниям и к самому процессу их приобретения Компетентностный подход: В результате обучения –
НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ФГОС
ЗУНОУУН ПОЗИЦИЯ, ОТНОШЕНИЕ
В ОСНОВЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ И НОВОЙ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА УЧИТЕЛЯ ФГОС
Примене- ние Коммуника- ция Мышление Знания, понимание
тем Название темы Знание /пони- мание Мышле- ние Коммуни -кация Приме- нение 1.Тема Тема Тема Тема дневник
Рейтинг предметов по динамике изменений уровня мыслительных ОУУН за год. Предметы 2004, март 2005, март Динам ика Меньше 50% справились Физика63 %69+6Логика, вывод Химия47,7 % 53,6 +5,9Синтез, вывод Математика64,369,8+5Синтез, вывод Биология62,8 %64,2+ 1,4Логика, вывод География71,6 % ,8Логика, вывод Литература70,1 % ,1Логика, вывод Русский язык69,0 % 57,6 - 11,4Синтез, вывод Обществоведение, граждановедение 62,5 % ,5Сравнение, логика, вывод История65,8 % 51,2 - 14,6Логика, вывод
Критериальное оценивание оценка складывается из составляющих (критериев), которые отражают достижения учащихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности ФГОС
Успешность учащегося по математике складывается из - знания отдельных математических конструкций (арифметических и алгебраических правил, теорем и так далее), - умений связывать данные конструкции (то есть, из базисных конструкций выстраивать более сложные), - умения грамотно оформлять (представлять) результаты своей работы - умений использовать для представления работы профессиональный язык и дополнительные элементы (таблицы, чертежи, графики) и так далее… ФГОС
Оценивая отдельную работу преподаватель обращает внимание учащегося на успешность в той или иной составляющей, из совокупности которых выставляется итоговая отметка. Таким образом, отметка становится более "прозрачной" и учащийся понимает, каким аспектам своей деятельности необходимо уделить большее внимание. ФГОС
Критерии расшифровывают показателями, в которых (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание по любому показателю – это определение степени приближения ученика к данной цели. При грамотном проектировании показателей учащийся учащийся может самостоятельно оценить качество своей работы, что, в свою очередь, стимулирует его для достижения более высокого результата ФГОС
Общественный договор может осуществляться на нескольких уровнях: 1) в начале учебного года на первых уроках учитель и ученики договариваются, по каким критериям будут оцениваться работы учащихся в этом учебном году. Для учеников 5–6-х классов, например, такой урок может быть организован как знакомство с разными видами учебной деятельности, показывающими на реальных примерах содержание различных критериев, по которым в дальнейшем будет оцениваться работа учащихся; Общественный договор – обязательное условие при критериальном оценивании. ФГОС
2) в начале триместра (четверти, полугодия) учитель договаривается с учениками о том, когда будут проводиться итоговые работы по каждой теме, каковы формы этих работ (тест, эссе, исследование) (тест, эссе, исследование) и по каким именно критериям они будут оцениваться; 3) каждая работа также может оцениваться на основании ряда критериев и инструкций к ним, которые также вырабатываются в ходе общественного договора. ФГОС
планирование и достижение цели 0 - цель не сформулирована; 1 – цель сформулирована, но не обозначены пути ее достижения; 2 – цель определена и ясно описана, представлена схема ее достижения; 3 – цель определена, ясно описана, представлен четкий план ее достижения; 4 – цель определена, ясно описана, представлен четкий план ее достижения, работа выполнена точно и последовательно. ФГОС
Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов ФГОС
В критериальном оценивании В критериальном оценивании описаны уровни достижений (в том числе и самые незначительные), (в том числе и самые незначительные), соответствующие каждому баллу. Важно, что все балльные шкалы начинаются с нуля. Это делает очевидным, что оценивается Это делает очевидным, что оценивается не личность ученика, а его деятельность. ФГОС
При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими. Ты успешен по одному критерию, а я – по другому. Такие ярлыки, как «отличник», «троечник», «хорошист», отпадают сами собой появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию. ФГОС
Критериальное оценивание несет в себе потенциал сохранения здоровья учеников и учителей - ученик становится настоящим субъектом своего обучения - снижается школьная тревожность ученика -учитель от роли «судьи в последней инстанции» переходит к роли консультанта, специалиста, тьютора. ФГОС
Ресурсы (фр.)– запасы, средства, используемые по необходимости Технические средства обучения Методы и технологии обучения Информационные ресурсы ИНТЕРНЕТА Знаю, умею, могу хочу хочу Приемы педагогического общения Научный руководитель в коллективе педагогов школы Содержание предмета
Компетентность учителя определяется умением учителя переводить внешние ресурсы во внутренние ресурсы ученика, умением учителя переводить внешние ресурсы во внутренние ресурсы ученика, и/или управлять внешними ресурсами в целях роста и развития внутренних ресурсов ученика и/или управлять внешними ресурсами в целях роста и развития внутренних ресурсов ученика
Из чего складывается компетентность профессионала:
проектирование компетенций Управление реализацией и развитием компетентности
Я учу математике 7 Б Я учу математике Петю и Машу в 7 Б Я вместе с Петей, и Машей из 7 Б средствами математики познаю мир и учусь управлять миром и самим собой Учитель – «предметник» Учитель- «наставник» Учитель- партнер
1.Чем больше человек знает, тем правильнее он будет поступать. 1.Правильные поступки (успех) человека зависят не столько от объема знаний, сколько от их качества, но, главное, от его умения пользоваться этими знаниями как инструментами при решении проблем.
2. Учитель учит ученика. 2. Ученик учится сам, учитель создает для этого условия. Доля субъектности ученика растет от первого до выпускного класса, в идеале достигая 100%.
З. Педагогика – самодостаточная наука. 3. Система педагогического знания включает данные широкого спектра наук: этнопсихологии, теории управления, психофизиология и т.д. Любая наука, изучающая человека, имеет педагогическую составляющую.
Разные формы учебной работы, требующие от ученика использования разных учебно- познавательных «инструментов» Разные ученики, каждый – со своим стилем учебно- познава- тельной деятель- ности деятель- ности
умеет диагностировать уровень параметров учебного успеха ученика и «сворачивать» эту информацию в матрицу; имеет картотеку учебных приемов и заданий, систематизированных по такой же матрице; умеет путем сопоставления матрицы «ИСУД» с картотекой выбрать необходимые для данного ученика формы работы на разных этапах учебно-познавательной деятельности. Компетенции учителя, обеспечивающие эффективность использования технологии «ИСУД»
1. Провести педагогический анализ, заполнить матрицу учебного успеха – определить состояние внутренних ресурсов учащихся 2. Выписать для себя самые западающие параметры у каждого ученика – для подготовки к урокам 3. Определить - как мотивировать каждого 4. Проектировать формы учебной деятельности, приемы и способы учебной работы для учащихся на основе 1, 2, 3
Педагогическая технология «ИСУД» используется для различных целей : Для того, чтобы выяснить, почему ребенок неуспешен в предмете Для работы в режиме индивидуальной траектории обучения Для обеспечения развивающей образовательной среды, акцентирования развивающих и социализирующих целей в условия классно-урочной системы
В условия классно-урочной системы для обеспечения дифференциации учебного процесса и/или для обеспечения индивидуальной психолого-педагогической поддержки на уроках Когда учитель проектирует или выбирает формы работы и педагогического взаимодействия для предметной внеурочной деятельности Для роста способности детей к саморазвитию в процессе овладения знаниями о своем индивидуальном стиле учебной деятельности (в рамках специальных курсов – «Учись учиться», «Мой учебный успех» и т.д.)
Для обеспечения роста: психолого-педагогической компетентности учителя (знать своих детей – насколько каждый из них способен использовать свои внутренние ресурсы успеха), предметно-методологической компетентности (осознавать дидактический потенциал каждой формы учебной деятельности ученика), управленческой компетентности (сопоставлять ИСУД ученика с формами учебной работы для проектирования программ развития ребенка средствами учебного предмета, для целенаправленного управления ростом уровня внутренних учебно-познавательных учебно-познавательных ресурсов ученика ресурсов ученика).
Спасибо за внимание! С новым учебным годом! Счастья всем, здоровья и успехов!
Галеева Наталья Львовна, профессор кафедры управления образовательными системами МПГУ, доцент, канд. биол. наук, Почетный работник среднего общего образования, «Учитель года Москвы -2003» Сайт: galeeva-n.uCoz.ru