Концепция реализации ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование» с совмещенными профилями Начальник Учебно-методического управления МПГУ, к.ф.н. Екатерина Борисовна Егорова
Московский педагогический государственный университет - разработчик ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование»* (бакалавриат, 5 лет)
Стандарт 5-летнего бакалавриата в своей основе совпадает с четырехлетним стандартом, и между ними нет никаких принципиальных различий. Миф 1. Стандарт 5-летнего бакалавриата в своей основе совпадает с четырехлетним стандартом, и между ними нет никаких принципиальных различий.
Стандарт 5-летнего бакалавра направлен целевым образом на подготовку выпускника для работы в системе среднего общего образования по двум школьным предметам (например: математика и физика) или на разных ступенях общего образования (например: дошкольное образование и музыка, начальное образование и информатика)
ФГОС ВПО с одним профилем ФГОС ВПО с двумя профилями Срок обучения4 года5 лет ЦельПодготовка бакалавра для решения общепедагогических задач, в том числе для профессиональной деятельности в качестве учителей 1-го предмета Подготовка бакалавров для профессиональной деятельности в качестве учителей 2-х предметов Виды профессиональ- ной деятельности педагогическая; культурно-просветительская; педагогическая; культурно-просветительская; научно-исследовательская. Формируемые компетенции Направлены на культурно- просветительскую и общепедагогическую деятельность (в том числе на осуществление образовательного процесса по 1 школьному предмету) Направлены на осуществление образовательного процесса по 2-м предметам в ОУ системы дошкольного, начального, основного и среднего (полного) общего образования и дополнительного образования. Уточнены компетенции выпускника, ориентированные непосредственно на профессиональную деятельность учителя. Введены научно- исследовательские компетенции.
ФГОС ВПО с одним профилем ФГОС ВПО с двумя профилями Срок обучения 4 года5 лет Содержание образования Общекультурное, психолого- педагогическое и специальное обеспечение подготовки педагогов широкого профиля Общекультурное, психолого- педагогическое и фундаментально-научное обеспечение подготовки учителя 2-х предметов с ориентацией на ФГОС общего образования ПрактикаУчебная Производственная (педагогическая и культурно- просветительская) Учебная Производственная (педагогическая в области 2-х школьных предметов и культурно-просветительская)
ФГОС ВПО с одним профилем ФГОС ВПО с двумя профилями Срок обучения4 года5 лет Итоговая государствен- ная аттестация Выпускная квалификационная работа Итоговый государственный экзамен (по усмотрению вуза) Выпускная квалификационная работа 2 итоговых государственных экзамена (по каждому профилю подготовки). Количество экзаменов – по усмотрению вуза. Трудоемкость циклов ГСЭ ЕН Профессиональный ГСЭ и ЕН – трудоемкость не изменилась Трудоемкость профессионального цикла увеличена за счет вариативной (профильной) части для включения содержания, направленного на изучение дисциплин, обеспечивающих преподавание 2-го предмета
ЦиклФГОС с 1 профилем (4 года) ФГОС с двумя профилями (5 лет) Б.1 ГСЭ Всего в цикле25 Базовая часть15 Вариативная часть10 Дисциплины по выбору студента 44 Б.2 МЕН Всего в цикле12 Базовая часть66 Вариативная часть66 Дисциплины по выбору студента 44 Сравнение трудоемкости циклов ФГОС ВПО
ЦиклФГОС с 1 профилем (4 года) ФГОС с двумя профилями (5 лет) Б.3 Профес. Всего в цикле Базовая часть3645 Вариативная часть Дисциплины по выбору студента 4257 Б.4 Физическая культура 22 Б.5 Учебная и производственная практики 2730 Б.6 Итоговая государственная аттестация 66 Всего Сравнение трудоемкости циклов ФГОС ВПО
Миф 2. Увеличение сроков бакалавриата является возвратом к линейному специалитету
Модель подготовки определяется не сроком обучения, а принципами построения учебного процесса, который может быть линейным или модульным, а также включать в себя элементы модульного построения
Миф 3. Пятилетний бакалавриат не обеспечит высокого качества подготовки, т.к.предполагает обучение по схеме «4+1»: за 4 года основной профиль, а за оставшийся год – дополнительный.
ЦиклФГОС с 1 профилем (4 года) ФГОС с двумя профилями (5 лет) Б.3 Профес. Всего в цикле Базовая часть3645 Вариативная часть (90+90 / ) Дисциплины по выбору студента 4257 Сравнение трудоемкости циклов ФГОС ВПО
Миф 4. Непонятно, кто и каким образом будет определять сочетания профилей и их трудоемкость, т.к. невозможно заранее спрогнозировать их востребованность
Традиционные совмещения профилей Математика и Физика, Математика и Информатика, Биология и Химия, Биология и География, Русский язык и Литература, Русский язык и Иностранный язык, История и Обществознание, История и Право, Иностранный язык и Иностранный язык; Музыка и Мировая художественная культура, Изобразительное искусство и Мировая художественная культура, Дошкольное образование и Музыка, Начальное образование и Иностранный язык и т.д.
Основания для совмещения профилей : - мониторинг перспективных потребностей регионов в педагогических кадрах, - анализ ситуации на рынке труда и возможные прогнозы ее будущих изменений, - учет актуальных задач развития системы образования.
Совмещение профилей призвано решить следующие задачи: повысить востребованность выпускников на рынке труда, их профессиональную мобильность; укомплектовать высококвалифицированными кадрами образовательные учреждения, в том числе сельские; осуществить профессиональную подготовку учителей по тем предметам, по которым непродуктивно готовить в течение 4-х лет; обеспечить выпускникам полную занятость; подготовить за 5 лет одновременно с учителями и педагогов дополнительного образования; обеспечить преподавание отдельных предметов в дошкольном и начальном звене профильными специалистами-учителями.
В основе концепции совмещения лежит признание содержательного равноправия совмещаемых профилей, которые не разделяются на основной и дополнительный.
Благодарю за внимание!