Детский сад компенсирующего вида 940
НАПРАВЛЕНИЕ В РАБОТЕ ВНУТРИ ГЭП: РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ УСПЕШНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Городская экспериментальная площадка Апробация модели психолого-педагогического сопровождения интегративного процесса в образовательном учреждении
ГИПОТЕЗА ЭКСПЕРИМЕНТА: Использование физкультурно-оздоровительных технологий в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата способствует не только эффективной коррекции недостатков развития, но и успешной интеграции в коллектив сверстников
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА Создание адаптивно-интегративного образовательного пространства в детском саду компенсирующего вида, разработка эффективных психолого-педагогических технологий в рамках комплексной реабилитации детей с патологией опорно-двигательного аппарата
ЗАДАЧИ: Создание пространства для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения в двигательном развитии; Обеспечение взаимосвязи психолого-педагогических и лечебно- профилактических мероприятий; Создание и апробация модели междисциплинарного взаимодействия в команде специалистов; Разработка и апробация комплексов упражнений для развития пространственных ориентировок у детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА Сбор информации о ребенке (изучение медицинской карты, диагностика физического развития, когнитивной и эмоционально-социальной сферы); Анализ полученной информации; Составление индивидуальной программы развития и физкультурно-оздоровительной работы с детьми; Консультирование всех участников сопровождения; Развивающая работа; Анализ динамики развития; Составление программы на следующий год
Эффективность реализуемого сопровождения ребенка во многом зависит от четко спланированного взаимодействия в команде специалистов, построения образовательного маршрута
Взаимосвязь специалистов ДОУ Старший воспитатель Педагог- психолог Медицинские работники Воспитатели Педагог доп. образования Воспитатель по физкультуре Инструктор ЛФК Учитель- логопед
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА Обеспечение и поддержание психологического здоровья детей; Разработка и апробация циклов занятий в соответствии с целью экспериментальной деятельности: Развитие моторных, графомоторных навыков ребенка; координации движений, сенсомоторной координации, ориентировки в пространстве; Развитие продуктивной деятельности детей, в частности конструирования, конструктивных навыков; Коррекция и развитие когнитивной сферы ребенка; Консультирование родителей, педагогов и смежных специалистов; Содействие успешной адаптации детей с нарушениями двигательного развития в коллектив сверстников
Работа педагога-психолога в рамках эксперимента включает в себя как групповые, так и индивидуальные формы взаимодействия с детьми Групповые занятия позволяют выполнять задачи, связанные с адаптацией ребенка в детском коллективе, с поддержанием его эмоционального благополучия, отработкой навыков общения и приемов саморегуляции
Основные направления в работе учителя-логопеда Разработка цикла логоритмических упражнений для детей с нарушениями в двигательном развитии; Работа над преодолением системного недоразвития речи у детей с особенностями в развитии; Консультирование педагогов и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям
Цель логопедического воздействия – научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли Эффективным методом, используемым логопедом, является логоритмика, направленная на преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом, музыкой
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ Разработка и апробация циклов коррекционно- оздоровительных игр и занятий для детей с нарушениями в двигательном развитии; Контроль за состоянием физического развития в течение всего периода эксперимента Разработка комплексов упражнений для развития координации движений
Основные направления работы воспитателя по физкультуре: Контроль за физическим развитием детей; Разработка комплексов коррекционных игр и упражнений для развития основных движений, координации, сохранения равновесия, формирование правильной осанки и т.д.; Составление комплекса упражнений с учетом индивидуальных особенностей ребенка
Основные направления работы педагога дополнительного образования по ритмике: Апробация циклов коррекционных игр на занятиях ритмической гимнастики; Внедрение комплексов психогимнастики на занятиях с детьми, имеющими нарушения в двигательном развитии
Основные направления работы инструктора ЛФК Составление комплексов упражнений с учетом диагноза детей; Коррекция нарушений; Улучшение психоэмоционального состояния ребенка, оказание общетонизирующего действия на детский организм
Основные средства ЛФК используемые в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата – лечение положением, физические упражнения, массаж
Оздоровительная работа Для гармоничного развития, улучшения и укрепления состояния здоровья детей в детском саду применяются различные способы и методы оздоровления: закаливание, физиотерапевтические процедуры, массаж, гидромассаж и др.
Коррекционно-оздоровительная работа в ДОУ Коррекционно - оздоровительная работа Лечебная физкультура Утренняя гимнастика с использованием коррекционных упражнений Физкультурные занятия в зале и на улице (групповые и индивидуальные) Ритмическая гимнастика Коррекционная гимнастика после сна Физиотерапия Массаж Гидромассаж Закаливание Прогулка, экскурсии
Участие воспитателей в коррекционно- оздоровительной работе Индивидуальная работа с детьми проводится с учетом рекомендаций специалистов, в I и II половине дня и на прогулке
Игры подбираются в соответствии с общими задачами эксперимента и направлены на развитие мелкой и крупной моторики, координации движений, ориентировки в пространстве, а также способствуют развитию коммуникативных навыков детей в процессе игровой деятельности и успешной адаптации
Работа консультативного пункта Консультативный пункт также ориентирован на экспериментальную деятельность. Одной из решаемых задач является содействие социализации детей, имеющих те или иные трудности
Дети от 3 до 7 лет включаются в подгрупповые занятия с детьми, посещающими детский сад, в том числе имеющими нарушения в развитии Помимо индивидуальных приемов ведется групповая работа - группы для детей от 1 года до 2 лет и от 2 до 3 лет
Представленные технологии позволяют сделать вывод, что работа, простроенная таким образом, может способствовать не только улучшению состояния здоровья детей с особенностями развития, но и успешной их интеграции в среду сверстников Благодарим за внимание!