Лечебно – восстановительная и коррекционно – педагогическая работа с детьми, имеющими нарушение зрения Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» комбинированного вида
Дата открытия: 14 октября 1988 года Режим функционирования: 5-дневная рабочая неделя Количество групп: 11 Общеразвивающей направленности: 3 Комбинированной направленности: 8 Плановая численность детей: 170 Адрес: улица Молодёжная, дом 26/1, город Когалым, Ханты – Мансийский автономный округ - Югра, Телефон: (34667)
Давыдова Людмила Васильевна, заведующий ДОУ, педагог первой квалификационной категории, награждена нагрудным знаком « Почётный работник общего образования Российской Федерации». Ересько Татьяна Дмитриевна, заместитель заведующего ДОУ, педагог первой квалификационной категории., награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ. Эминова Лилия Анатольевна, старший воспитатель ДОУ, педагог второй квалификационной категории. Администрация МБДОУ д/с «Солнышко»
МДОУ детский сад «Солнышко» комбинированного вида распахнул свои двери для дошколят в 1988 году. В настоящее время в дошкольном образовательном учреждении функционирует 8 групп комбинированной направленности, которые посещают 108 детей с нарушением зрения и 3 группы общеразвивающей направленности. Средняя наполняемость групп комбинированной направленности – 15 человек.
Приоритетными направлениями деятельности МБДОУ д/с «Солнышко» комбинированного вида являются лечебно-восстановительная и коррекционно-образовательная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение зрения. Лечебно-восстановительная работа включает в себя специфическое лечение, восстановление, охрану и улучшение зрения у слабовидящих детей. Целью коррекционно - образовательной работы в ДОУ является всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья и подготовка его к школе.
Первая младшая группа с 2 до 3 лет – 4 ребёнка; Вторая младшая группа с 3 до 4 лет – 22 ребёнка; Средняя группа с 4 до 5 лет – 30 детей; Старшая группа с 5 до 6 лет – 25 детей; Подготовительная к школе группа с 6 до 7 лет – 27 детей. По зрительному диагнозу: Амблиопия – 75 детей ; Содружественное сходящееся косоглазие – 27 ребёнок; Содружественное расходящееся косоглазие – 2 ребёнка; Миопия - 4 ребёнка.
«Модель системы коррекционно – развивающей работы в ДОУ с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение зрения» Условия для осуществления коррекционно – развивающей работы Медицинский блок ДОУ ( врач-офтальмолог, врач-педиатр, медсестра-ортоптистка) Коррекционно-педагогическая служба ДОУ (учитель-дефектолог (тифлопедагог), учитель- логопед,инсруктор по физо, воспитатели, музыкальные работники и др.) Психологическое сопровождение коррекционно- развивающей работы (педагог - психолог) Методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы (программы, авторские методики и т.д.) Создание коррекционно-развивающей среды в ДОУ Содержание коррекционно-развивающей работы (гимнастика для глаз, коррекционные паузы, работа на зрительных тренажёрах, дидактические игры ) Взаимодействие с родителями Анализ, контроль, регуляция деятельности системы Эффективность системы коррекционно – развивающей работы
Методическое обеспечение воспитательно – образовательной и коррекционно – развивающей работы в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду «Солнышко» комбинированного вида определяется: - Основной общеобразовательной программой ДОУ, составленной на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой; - Программой специальных /коррекционных/ образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Л.И. Плаксиной; - Программой «Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.
Для осуществления лечебно- восстановительной и коррекционно- образовательной работы в детском саду созданы специальные условия Оборудованы: офтальмологический кабинет-
- Кабинет педагога – психолога Кабинет учителя - логопеда Кабинет врача-педиатра- Кабинет тифлопедагога -
физкультурой, хореографией Дети занимаются ручным трудом, В групповых комнатах, спортивном и музыкальном залах проводится общеобразовательная деятельность : математикой,
В ДОУ квалифицированную коррекцию нарушений зрения у дошкольников осуществляет врач-офтальмолог высшей категории, кандидат медицинских наук Онуфрийчук Олег Николаевич и медсёстры-ортоптистки
В офтальмологическом кабинете дети с нарушением зрения занимаются на макулостимуляторе «МАКС -1», амблиотренер (АТР-1). В лечении амблиопии и косоглазия используются компьютерные технологии. Для диагностики, лечения и профилактики глазных болезней используются комплексы компьютерных программ: «Окулист», «Академик», «КАПБИС – 1» и др.
Учитель-дефектолог (тифлопедагог) обучает детей с нарушенными функциями зрения способам зрительного восприятия, ориентировке в большом и малом пространстве, различению признаков и свойств предметного мира, помогает познать окружающую социальную действительность.
Тесная взаимосвязь в работе с детьми, имеющими нарушение зрения, осуществляется с учителем – логопедом, педагогом - психологом
В детском саду создана специальная коррекционно-развивающая среда: Коррекционно-развивающая среда отличается от предметно- развивающей тем, что она решает задачи коррекционной помощи детям с нарушением зрения. В группах созданы центры коррекции, включающие в себя специальные дидактические пособия и игры.
Кроме того, пособия по развитию цветового восприятия, тактильных ощущений и слухового восприятия находятся в уголке искусств, а в уголке математики размещены пособия по развитию формовосприятия и восприятия величины.
С целью снятия зрительного напряжения и профилактики зрительных нарушений у детей в детском саду в каждой группе, спальной, кабинете тифлопедагога, спортивном и музыкальном залах созданы условия для проведения различных видов зрительных гимнастик, основанных на авторских методиках улучшения зрения (Ф.В.Базарного, Э.С.Аветисова,Бейтса).
Коррекционные паузы проводятся в течение дня, но особенно они важны во время образовательного процесса. В коррекционные паузы педагоги включают разнообразные упражнения для глаз, пальчиковую гимнастику, динамические упражнения разного направления, физкультминутки и т.д.
Результатом работы ДОУ является определенная система работы с детьми, имеющими зрительные нарушения, направленная на компенсацию и коррекцию зрительных нарушений у детей дошкольного возраста. Количество детей охваченных квалифицированной помощью специалистов в ДОУ Косоглазие 24 ребёнка27%24 ребёнка27,3%29 детей26,9% Амбилиопия 60 детей68 % 60 детей68,2 %75 детей69,4% Миопия 4 ребёнка4,5%4 ребёнка4,5%4 ребёнка3,7% Всего 88 детей 108 детей
Эффективностью системы работы являются следующие показатели: Начало года 2009 – 2010 учебного года Конец года 2009 – 2010 учебного года Улучшение 88 детей 7888,6% Стабилизация 1011,4% Ухудшение -- Начало года 2010 – 2011 учебного года Конец года 2010 – учебного года Улучшение 108 детей 8679,6% Стабилизация 2220,4% Ухудшение --