Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей г. Козьмодемьянска» Определение калорийности школьного завтрака школьного завтрака Выполнили: Выполнили: Пронюшкина Марина 9 б Пронюшкина Марина 9 б Кузьмина Анна 9 б, Кузьмина Анна 9 б, Научный руководитель: Научный руководитель: Скулкина Людмила Петровна, Скулкина Людмила Петровна, учитель химии высшей учитель химии высшей квалификационной категории. квалификационной категории. Козьмодемьянск2007
Цель: Изучение влияния питания и режима на здоровье школьников. Цель: Изучение влияния питания и режима на здоровье школьников. Задачи: Задачи: 1.Изучение состава пищи. 1.Изучение состава пищи. 2.Изучение рационального питания и режима школьников. 2.Изучение рационального питания и режима школьников. 3.Изучение наиболее распространенных заболеваний органов пищеварения среди школьников лицея. 3.Изучение наиболее распространенных заболеваний органов пищеварения среди школьников лицея. 4.Определение содержания белков, жиров, углеводов, минеральных солей в школьном завтраке. 4.Определение содержания белков, жиров, углеводов, минеральных солей в школьном завтраке. 5.Ознакомление с потенциометрическим методом химического анализа, химическим образованием, расчетным методом. 5.Ознакомление с потенциометрическим методом химического анализа, химическим образованием, расчетным методом. 6.Пропаганда рационального питания среди школьников и родителей лицея. 6.Пропаганда рационального питания среди школьников и родителей лицея.
Методы исследования: Методы исследования: 1. Потенциометрический метод химического анализа. 1. Потенциометрический метод химического анализа. 2. Расчетный метод определения содержания белков, жиров, углеводов и калорийности в школьном завтраке. 2. Расчетный метод определения содержания белков, жиров, углеводов и калорийности в школьном завтраке.
Школьная столовая Школьная столовая
Заболевания органов пищеварения у учащихся МОУ «Лицей Г. Козьмодемьянска» Заболевания органов пищеварения у учащихся МОУ «Лицей Г. Козьмодемьянска» 1. Начальные классы 1. Начальные классы 1) Всего учащихся – 361 1) Всего учащихся – 361 2) Имеют заболевание – 2% (7 чел.) 2) Имеют заболевание – 2% (7 чел.) 2. Учащиеся 5-9 классов 2. Учащиеся 5-9 классов 1) Всего учащихся – 484 1) Всего учащихся – 484 2) Имеют заболевание – 4,33%(21чел.) 2) Имеют заболевание – 4,33%(21чел.) 3. Учащиеся классов. 3. Учащиеся классов. 1) Всего учащихся – 223 1) Всего учащихся – 223 2) Имеют заболевание – 2,24%(5 чел) 2) Имеют заболевание – 2,24%(5 чел) 4. Всего по лицею 4. Всего по лицею 1) Всего учащихся – ) Всего учащихся – ) Имеют заболевание – 3,1%(33 чел) 2) Имеют заболевание – 3,1%(33 чел)
Расчётные формулы: Расчётные формулы: а) для определения содержания белков: а) для определения содержания белков: Х= 0,0014 х К х (у1-у0) х 6,25/М Х= 0,0014 х К х (у1-у0) х 6,25/М Где: Где: Х – содержание белка в 1г гомогенизированной навески, соответствующей 1г гомогенизированной навески, г. Х – содержание белка в 1г гомогенизированной навески, соответствующей 1г гомогенизированной навески, г. 0,014 – количество азота, эквивалентное 1мл 0,05моль/л раствора серной кислоты. 0,014 – количество азота, эквивалентное 1мл 0,05моль/л раствора серной кислоты. К – поправочный коэффициент 0,05моль/л раствора серной кислоты. К – поправочный коэффициент 0,05моль/л раствора серной кислоты. У1 – объем 0,05моль/л раствора серной кислоты, израсходованный на титрирование дистиллята рабочего раствора, мл. У1 – объем 0,05моль/л раствора серной кислоты, израсходованный на титрирование дистиллята рабочего раствора, мл.
б) для определения содержания жира: б) для определения содержания жира: Х=А х 0,01133/М Х=А х 0,01133/М где: где: х – содержание жира в 1г гомогенизированной навески, г. х – содержание жира в 1г гомогенизированной навески, г. М – масса навески, г. М – масса навески, г. 0,01133 – содержание жира, соответствующее делению жирометра, г. 0,01133 – содержание жира, соответствующее делению жирометра, г. А – масса навески до экстракции жира, г. А – масса навески до экстракции жира, г.
в) для определения содержания сухих веществ: в) для определения содержания сухих веществ: Х=М2-М/М1-М Х=М2-М/М1-М Где: Где: Х – содержание сухих веществ в 1г гомогенизированной навески, г. Х – содержание сухих веществ в 1г гомогенизированной навески, г. М – масса бюксы, г. М – масса бюксы, г. М1 – масса бюксы с влажной навеской, г. М1 – масса бюксы с влажной навеской, г. М2 – масса бюксы с высушенной навеской. М2 – масса бюксы с высушенной навеской.
Определение калорийности школьного завтрака Определение калорийности школьного завтрака 1. Белки + Углеводы 1. Белки + Углеводы 1) ПДК – 94,7 1) ПДК – 94,7 2) Фактически – 89,6 2) Фактически – 89,6 2. Жиры 2. Жиры 1) ПДК – 9,25 1) ПДК – 9,25 2) Фактически – 6,6 2) Фактически – 6,6 3. Калорийность 3. Калорийность 1) ПДК – 459 1) ПДК – 459 2) Фактически – 410,2 2) Фактически – 410,2
Таблица 4. Таблица 4. Зависимость роста учащихся от их веса. Зависимость роста учащихся от их веса. Меньше жиров – ты жив и здоров. Меньше жиров – ты жив и здоров.
Недостаточный вес. Избыточный вес Недостаточный вес. Избыточный вес
Полезные советы для полезного завтрака: 1. Пить каждое утро стакан свежего сока. Самые лучшие в этом смысле – яблочный, апельсиновый, томатный, клюквенный, морковный. 2. Есть свежий хлеб, не намазывая его маслом – он в этом не нуждается. 3. Добавлять в завтрак сухие или свежие фрукты, чтобы повысить содержание витаминов и минералов. 4. Употреблять нежирное молоко, чтобы потреблять меньше жиров.
Информация к размышлению: * Длительное игнорирование завтрака приводит к высокому проценту развития желчно- каменной болезни. * Ежедневно используйте в питании продукты и блюда, которые нормализующе действуют на кишечную микрофлору. Это прежде всего кисломолочные продукты (кефир, сыр) и грубоволокнистая пища (хлеб, капуста, яблоки, фасоль, горох). * избегайте чрезмерного увлечения каким-нибудь одним продуктом. По возможности включайте в рацион продукты моря, богатые минеральными веществами и йодистыми соединениями.