Хотите начать? Конечно Разумеется Архип Иванович Куинджи
меню Галерея Важные даты в жизни биография Работу выполнил
Его любили люди и птицы Выходец из самых низов общества, Куинджи занимался в жизни многим: работал ретушером в фотоателье и строителем, покупал и продавал дома, учил живописи молодых художников. И - писал картины, приводившие в восторг зрителей. далее
Особенно много вопросов вызывают детство и молодость живописца. Достоверно известно, что он родился в татарском предместье Мариуполя в семье грека-сапожника, которого звали Иван Христофорович. Скорее всего, это случилось в 1842 году (плюс-минус год). С фамилией тоже не все ясно. В метрике Куинджи был назван Еменджи (с турецкого - "трудовой человек"). В переписи 1857 года он значится как Куинджи, а в виде на жительство, выданном в 1870 году, - как "мещанин из привилегированных греков Куюнджи". В последних двух вариантах (с турецкого - "золотых дел мастер") звучит память о деде-ювелире. Любопытно, что старший брат художника вообще русифицировал эту фамилию и стал называться Спиридоном Золотаревым.
Куинджи в возрасте трех лет потерял отца, а следом за ним - и мать. Воспитывался у родственников. Те пытались дать ему хоть какое-то систематическое образование, но безуспешно - тому не способствовали ни материальное положение, ни собственные наклонности мальчика. Его интересовало только рисование. Он мечтал стать художником. Судьба не торопилась исполнить эту мечту, еще долго "бросая" юношу по разным жизненным углам. Куинджи перепробовал немало профессий, прежде чем сделал реальные шаги в мир большой живописи.
В 1892 году он (одновременно с Васнецовым, Поленовым, Шишкиным, Репиным) был утвержден в звании профессора обновленной Академии художеств, в реформировании которой принимал активное участие. Трехлетнее (с 1894 по 1897 год) руководство пейзажной мастерской стало необычайно плодотворным. Во многом благодаря стараниям Куинджи в русском искусстве громко заявили о себе такие художники, как Богаевский, Рерих, Рылов. Но и когда (по недоразумению) Куинджи пришлось оставить Академию, теплое сотрудничество наставника и учеников продолжалось - семья Куинджи была для них абсолютно родной.
В конце жизни художник тяжело болел. Утомленное сердце отказывалось служить. Поздней весной 1910 года Куинджи привезли из Крыма в безнадежном состоянии. 11 июля того же года (24 июля по новому стилю) он скончался в своей петербургской квартире - буквально на руках у учеников, которых успел созвать из разных уголков необъятной страны. Похоронили Куинджи на Смоленском кладбище. Спустя сорок два года, в 1952 году, прах художника перенесли в Александро-Невскую лавру, в Некрополь мастеров искусств. меню
Галерея меню 1-Я Часть
Галерея 2-Я Часть меню
Галерея 3-Я Часть меню
Галерея меню
Березовая роща (1879), Государственная Третьяковская галерея, Москва На VII Передвижной выставке 1879 года Куинджи показал три новые картины - это были "Север", "После дождя" и "Березовая роща". Все они обладали немалыми достоинствами, но больше всего похвал досталось именно "Березовой роще". Она поразила зрителей своей яркостью и радостным ощущением единения с природой. Любопытно, что этот шедевр послужил косвенным поводом выхода Куинджи из Товарищества передвижных художественных выставок.
Написанная Куинджи в 1880-е годы "Ночь" - парафраз на тему его более ранних ноктюрнов.
"Дубы" ( ) - еще один пример "солнечного" пейзажа; мы найдем немало таких пейзажей в творческом наследии мастера.
Картина "Чумацкий тракт в Мариуполе", написанная Куинджи в 1875 году, "географически" отсылает зрителя к местам, где родился и вырос художник.
"Забытая деревня" (1874) -типичный пример "социально" ориентированного искусства передвижников. "Какую штуку откопал! Идея бесподобна", - восхищался Репин, узнавший от Крамского о задуманной Куинджи картине.
Работа "После дождя" (1879), показанная на VII Передвижной выставке, продолжила ряд полотен, представивших публике "нового" Куинджи - Куинджи- светописца. Это была последняя передвижная выставка, в которой участвовал художник.
В этой работе художник нарушил все каноны критического реализма, вернувшись к романтизму - но не академическому, а обогащенному революционными техническими приемами. Это были поиски нового идеала. В 1878 году несколько произведений Куинджи экспонировались в отделе русского искусства на Всемирной выставке в Париже. И именно "Украинская ночь" вызвала особенные восторги.
Лунная ночь на Днепре (1880), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Все помнят о подозревавших жульничество зрителях, которые заглядывали за полотно в надежде обнаружить там лампочкуПоказ "Лунной ночи" в 1880 году стал сенсационным событием в тогдашнем Петербурге. Это была первая в России выставка одной картины.
Радуга ( ), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург "Радуга" - один из шедевров "позднего" Куинджи. Композиционно и тематически она чем-то напоминает его работу "После дождя", созданную за четверть века до нее, в "передвижнический" период. Но настроение этой картины - совсем другое, и эта "содержательная" смена прекрасно иллюстрирует эволюцию художественного мира Куинджи.
Этот шедевр органично объединил в себе сразу три стилистические тенденции - преображенного романтизма, внимательного реализма и нарождавшегося на рубеже веков символизма. В нем мы обнаружим зародыши будущих картин многих художников-новаторов, прославившихся в XX веке, - в том числе и учеников Куинджи - Рериха и Богаевского. Ночное ( ), Государственный Русский музей Санкт-Петербург
На острове Валааме (1873),Север Попав в 1870 году на Валаам, Куинджи влюбился в него. Привязанность его к этим местам была столь велика, что, женившись, он повез молодую жену в свадебное путешествие не на теплый юг и не за границу, а на Валаам. Здесь родилась его "северная" трилогия, включившая в себя картины "Ладожское озеро", 1873, "На острове Валааме" (вверху) и "Север", 1879
Север (1879)
Москва. Вид на Кремль со стороны Замоскворечья (1882) Городские пейзажи Пейзажные предпочтения Куинджи очевидны - больше всего он любил изображать леса, поля, реки, море и горы. Но, вообще говоря, художник заранее себе никаких ограничений не придумывал. Этому он учил и своих учеников, которые донесли до нас живой голос мастера. Он уважал чужую мысль: "Каждый может думать по-своему, - говорил Куинджи. - Иначе искусство не росло бы".
Крыши. Зима. (1876)
Пятна лунного света в лесу. Зима ( ) Световые эффекты В своих "лабораторных" работах "затворнического" периода Куинджи много занимался природой света, помещая его в как бы абсолютно экстремальные условия и тем самым пытаясь познать все его возможности. Превращения света в подобных его произведениях удивительны.
Эффект заката ( )
Эльбрус вечером ( ) В 1890 году Куинджи съездил на Кавказ и буквально заболел горами. Его многочисленные виды Эльбруса - такие, как "Эльбрус днем" и "Эльбрус вечером", - сложились в импрессионистическую серию, стремящуюся запечатлеть малейшие изменения освещения и состояния природы. В каждой из этих работ Куинджи использует различные приемы и показывает различные предпочтения.
Эльбрус днем
Море. Крым. ( ) Южный берег Крыма - еще один любимый уголок Куинджи. Здесь он обосновывался "всерьез и надолго", приобретя в собственность несколько земельных участков - в районе Кацивели, в Алупке (этот, алупкинский, он позже подарил Обществу имени А. И. Куинджи) и в Кикинеизе. Сюда он вывозил своих учеников на пленэр, здесь много писал сам.
Ай-Петри. Крым. ( )
Солнечные пятна на инее. Закат в лесу.
Полдень. Стадо в степи. ( ) В "Полдне" обыденное и почти банальное явным образом поэтизируется - это целостный образ мира, в котором все устроено гармонично и прекрасно. Куинджи словно учит: банальности не существует; банальность - это всего лишь наше неумение за грязным стеклом будней рассмотреть истинную красоту.
Архип Иванович Куинджи
Хронология Жизни Ок Родился в Мариуполе в семье бедного грека- сапожника Умирает отец Куинджи, чуть позже - мать. Ок Живет в Феодосии, беря уроки живописи у А. Фесслера Получает звание "свободного художника" за один из крымских пейзажей Впервые посещает Валаам. Картина "Ладожское озеро" открывает его "северную" серию.
1873 Совершает заграничное путешествие (Германия, Англия, Франция). Пишет "На острове Валааме" - первую картину, приобретенную П. Третьяковым Женится на Вере Елевфериевне Кетчерджи Вновь едет за границу. Становится членом Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ).
1876 Пишет новаторскую "Украинскую ночь" Картины Куинджи встречают теплый прием на Всемирной выставке в Париже Официально выходит из ТПХВ. Устраивает выставку одной картины ("Лунная ночь на Днепре") - в Петербурге она воспринята как сенсация.
1882 Прекращает выставочную деятельность Входит в Комиссию по подготовке нового академического устава Утверждается в звании профессора Академии художеств Возглавляет пейзажную мастерскую Академии художеств.
1897 Уходит с должности руководителя пейзажной мастерской После двадцатилетнего перерыва показывает свои новые работы. Выделяет 100 тысяч рублей в премиальный фонд академических выставок.
1910 Умирает 11 июля (24 июля по новому стилю) в Петербурге. Похоронен на Смоленском кладбище Прах художника перенесен в Некрополь мастеров искусств Александра-Невской лавры.
Работу выполнил : Учащийся 10 «Б» класса МОУ лицея 6 г.Ессентуки Баскин Виталий Юрьевич