О вы, напоминающие о Господе,- не умолкайте! Исайи*, гл. 62, ст. 6
«Надо… утешаться, очищаться, лечиться им» (И.А.Ильин).
Каким же был человек, показавший нам Православную Русь – из сердечной глубины верующего ребёнка?
Я возвращуся к вам, поля моих отцов, - Дубравы мирные, священный сердцу кров! Я возвращуся к вам, домашние иконы! О дом отеческий! о край, всегда любимый! Родные небеса!.. Е. Баратынский.
Мечту о возвращении на родину писатель Иван Сергеевич Шмелев смог осуществить только в своих произведениях. Москвич, воспитанный укладом русской жизни, любящий русский народ, он жил вдали от России с 1922 года. от России с 1922 года.
Желание писателя вернуться в Россию осуществилось – к нам возвращаются его книги. Так продолжается вторая, уже нетленная жизнь Ивана Сергеевича Шмелёва на родной земле. А 30 мая 2002 года прах Шмелёва был торжественно перевезён из Франции в Москву, на кладбище Донского монастыря, где похоронены самые близкие его люди – дед и отец.
В названии произведения заключена его идея. Два солнца ходят по русскому небу: солнце планетное, дающее нам бурную весну, знойное лето, прощальную красавицу-осень и благодатную снежную зиму; и другое солнце, духовно-православное, дающее нам весною праздник Светлого Христова Воскресенья, летом и осенью- праздники природного и жизненного благословения, зимою, в стужу- долгожданное Рождество и духовно бодрящее Крещение. Иван Сергеевич Шмелёв показывает нам, как накладывалась эта череда двусолнечного вращения на русский быт, как русская душа, веками строя Россию, наполняла эти строки Года Господня своим трудом и молитвой. Вот откуда и заглавие «Лето Господне». Это сама Россия. Это вековечный ритм её молитвы и труда.
Сюжет Изначально слово «лето» имело в русском языке два значения: лето - самая тёплая пора года и единица исчисления времени. Второе, устарелое значение сохранилось в таких словах и словосочетаниях, как летописание, летосчисление, несколько лет. Лето в природе - это пора расцвета, полноты и буйства жизненных сил, радость бытия. Таким летним благословенным днём, по мнению И.С.Шмелёва, становится каждый час, каждый день, каждый год человеческой жизни, если они озарены внутренним, духовным светом – светом Божественного присутствия.
Действие повести движется по кругу: от Великого поста к Масленице, после которой снова Великий пост. Действие повести движется по кругу: от Великого поста к Масленице, после которой снова Великий пост. Один из главных героев повести – мальчик Ваня, наблюдающий и постигающий жизнь. Ребёнок знакомится с миром взрослых, прошедших путь духовного возмужания людей. Один из главных героев повести – мальчик Ваня, наблюдающий и постигающий жизнь. Ребёнок знакомится с миром взрослых, прошедших путь духовного возмужания людей.
Дорога - символ вечного движения к покаянию... Когда мы читаем повесть, удивляемся простоте и точности записей Шмелёва: нигде нет никаких украшений для красного словца и большого эффекта: полное отсутствие живописных метафор, образов, сравнений. Всё деловито, сжато, подлинно. И только образ дороги, ведущей человека к Храму, как живая, ощутимая ткань русского бытия, возникает из шмелёвского слова…
Композиция Если открыть оглавление повести «Лето Господне» и перечислить названия глав, то будет ясно, что в основе произведения – русский месяцеслов. Здесь православные праздники, Троицын День, Постный рынок, Вербное воскресенье, Масленица, Крестный ход.
За неделю до Пасхи в воскресенье празднуется празд- ник, иначе называемый Вербным воскресением. Освящение вербы бывает и в сам праздничный день, и накануне во время вечерней службы. Освященные ветви раздаются молящимся, и с ними, при возжённых свечах, верующие стоят до конца службы.
самый любимый праздник Вани- главного героя повести.
…Я рассматриваю подаренные мне пасхальные яички. Вот хрустально-золотое, волшебное. Вот фарфоровое, с цветочками. Я прижимаю их к груди, и усыпляющий перезвон качает меня во сне.
Язык произведения богат, так как автор умеет придавать вещам жизнь, которую чувствует читатель. Знакомясь с героями повести, мы не только думаем - мы видим, дышим, слушаем, касаемся руками того мира, какой он нам предлагает... Без преувеличения, не было подобного языка до Шмелёва в русской литературе. По словам А.И.Куприна Шмелёв - изо всех русских самый распрорусский, да ещё и коренной москвич, с московским говором, с московской свободой духа…
Высота - то кака… Всю Москву видать. Весь Кремль золотисто-розовый над снежной Москвой-рекой. Кажется мне, что там- Святое… Стены с башнями, чтобы враги не вошли. Святые сидят в соборах. Окна сияют. Белый собор сияет. Золотые кресты сияют – священным светом. Всё – в золотистом воздухе… Что во мне бьётся так, наплывает в глазах туманом? Это моё - я знаю. И стены, и башни, и соборы… и эта моя река, и чёрные полыньи, и лошадки, и заречная даль посадов… - были во мне всегда. И всё я знаю. И дым пожаров, и крики, и набат… - всё помню! Бунты и топоры, и плахи, и молебны… - всё мнится былью, моею былью, всё это в моей памяти…
И звонят колокола над Москвой, над всей Россией великой… И слышу я в их звоне главное: ПОМ – НИ!
Мир Божий – это богатый мир: «У Бога всего много». Лето Господне всегда благодатно. Православие у Шмелёва несёт идеалы святости, добра и красоты. Писатель говорит о даре православного христианина – веровать сердцем и освещать лучами этой веры свой быт и труд, природу и смерть… Таков дух Руси. Это уже не литература…Это душа просит. Это утоление голода духовного. Выводы
И.С.Шмелев считает, что главная роль в становлении ребенка принадлежит семье, ее духовным традициям, святыням
И.С.Шмелев - глубоко верующий человек, тонкий психолог. Он видит смысл своей жизни в служении родной земле, в поддержании обрядов, верований народа, в памяти о своих предках
1.Неупиваемая чаша. 2.Солнце мёртвых. 3.Человек из ресторана. 4.Пугливая тишина. 5.Богомолье. 6.Лето Господне. 7.Это было… 8.Стена. 9.История любовная. 10.Пути небесные. 11.Старый Валаам. 12.Небывалый обед. 13.Няня из Москвы. 14.Мартын и Кинга. 15.Про одну старуху. 16.Росстани. 17.Виноград.
Сколько терпения и терпимости проявляют россияне! Писатель верит в то, что русский народ жив и будет жить, все вытерпит благодаря тому, что ставит свою душу в трепетную близость к Богу, получая от нее живую совесть, мудрое спокойствие, трудолюбие, умение прощать и повиноваться...