Марченко Е.П., Учитель химии МОУ «Машинская СОШ» Тосненский район Ленинградской области
Цели: Cформировать представление о гидролизе органических и неорганических веществ; Cформировать представление о гидролизе органических и неорганических веществ; Показать биологическую роль гидролиза в процессах жизнедеятельности живых организмов Показать биологическую роль гидролиза в процессах жизнедеятельности живых организмов Формировать умение определять тип соли, тип гидролиза, реакцию среды растворов Формировать умение определять тип соли, тип гидролиза, реакцию среды растворов Развивать познавательный интерес в процессе приобретения химических знаний, научить самостоятельно оценивать наблюдаемые явления Развивать познавательный интерес в процессе приобретения химических знаний, научить самостоятельно оценивать наблюдаемые явления Воспитывать убеждённость в необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью Воспитывать убеждённость в необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью
Актуальность темы Все части ЕГЭ по химии (А, В, С) содержат задания по «теме Гидролиз». Все части ЕГЭ по химии (А, В, С) содержат задания по «теме Гидролиз». Гидролиз является основой обменных процессов, имеющих важнейшее значение в жизнедеятельности живых организмов: Гидролиз является основой обменных процессов, имеющих важнейшее значение в жизнедеятельности живых организмов: 1. Обмена веществ: белкового, жирового и углеводного 2. Энергетического обмена (ассимиляции и диссимиляции)
Продолжи предложение Гидролиз углеводов начинается Гидролиз углеводов начинается Слюна выполняет роль … Слюна выполняет роль … Реакция среды в ротовой полости… Реакция среды в ротовой полости… Продукт гидролиза углеводов Продукт гидролиза углеводов Гидролиз белков происходит… Гидролиз белков происходит… Под воздействием… Под воздействием… При этом образуются… При этом образуются… Гидролиз жиров осуществляется… Гидролиз жиров осуществляется… Этому способствует… Этому способствует… И образуются… И образуются… в ротовой полости в ротовой полости биокатализатора (ускоряет) биокатализатора (ускоряет) Слабощелочная Слабощелочная глюкоза глюкоза в желудке в желудке Желудочного сока – раствора соляной кислоты Желудочного сока – раствора соляной кислоты α-аминокислоты α-аминокислоты в кишечнике в кишечнике Желчь Желчь Жирные кислоты и глицерин Жирные кислоты и глицерин
Гидролиз – это обменное взаимодействие веществ с водой, приводящее к их разложению. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ: Белки + вода аминокислоты Белки + вода аминокислоты Жиры + вода глицерин + жирные кислоты Жиры + вода глицерин + жирные кислоты Крахмал + вода глюкоза Крахмал + вода глюкоза ОБМЕН ЭНЕРГИИ: АТФ + вода АДФ + Н 3 РО 4 + энергия АТФ + вода АДФ + Н 3 РО 4 + энергия
Гидролиз солей Живой организм и его клетки нуждаются не только в жирах, белках и углеводах – им необходимы разнообразные минеральные (неорганические) соли Живой организм и его клетки нуждаются не только в жирах, белках и углеводах – им необходимы разнообразные минеральные (неорганические) соли Соли – вещества, состоящие из катионов металлов и анионов кислотного остатка Соли – вещества, состоящие из катионов металлов и анионов кислотного остатка Соли – вещества, образованные основанием и кислотой Соли – вещества, образованные основанием и кислотой
СОЛИ Мe n+ (kt) m - КИСЛОТЫ H + kt m- ОСНОВАНИЯ Me n+ (OH - )n Сильные: Li +, Na +, K +, Rb +, Cs +, Fr + Ca 2+, Sr 2+, Ba 2+ Сильные: Cl –, Br –, I –, NO 3 –, SO 4 2–, ClO 4 – Слабые: Все остальные металлы (ионы) и NH 4 + Слабые: F –, S 2–, CO 3 2–, SO 3 2–, PO 4 3–, SiO 3 2–, CN -
Типы солей Анионы (–)Катионы (+) Сильное основание: Li +, Na +, K +, Rb +, Cs +,Fr + Ca 2+, Sr 2+, Ba 2+ Слабое основание: Все остальные металлы NH 4 + Сильная кислота: Cl –, Br –, I –, NO 3 –, SO 4 2–, ClO 4 2– Не гидролизуются Среда: кислая (pH7) Гидролиз по аниону Гидролизуются с образованием слабых кислот и оснований
Изменение окраски индикаторов в разных средах Экспериментальная задача: исследуйте реакцию среды растворов солей: NaCl, Na 2 CO 3, Al 2 (SO 4 ) 3, результаты занесите в таблицу и на основании наблюдений сделайте вывод о типе соли, типе гидролиза (по какому иону) и образующейся среде. Экспериментальная задача: исследуйте реакцию среды растворов солей: NaCl, Na 2 CO 3, Al 2 (SO 4 ) 3, результаты занесите в таблицу и на основании наблюдений сделайте вывод о типе соли, типе гидролиза (по какому иону) и образующейся среде. Вещество ИоныИндикаторы Реакция среды катионыанионылакмус Метил- оранж Фенол- фталеин КислотаН+Н+ красныйрозовыйбесцветныйКислая ОснованиеОН - синийжёлтыймалиновыйЩелочная Водафиолетовыйоранжевбесцветный нейтральная Na 2 CO 3 ???? ? ? Al 2 (SO 4 ) 3 ???? ? ?
Экспериментальная задача Вещество катионыанионыЛакмус Метил- оранж Фенол- фталеин Вывод КислотаН+Н+ красныйрозовый бесцветный Кислая ОснованиеОН - синийжёлтый малиновый Щелочная NaClNa + Cl - фиолетовыйоранжев бесцветный нейтральная Na 2 CO 3 Na + CO 3 2- по аниону синийжёлтый малиновый Щелочная ОН - Al 2 (SO 4 ) 3 Al 3+ по катиону SO 4 2- красныйрозовый бесцветный Кислая Н +
? Каким образом образуются в растворах солей ионы ОН - и Н +
Составление уравнения гидролиза Соли, образованные сильным основанием и слабой кислотой Na 2 CO 3 + H 2 O Na 2 CO 3 + H 2 O 2Na + + CO H + OH - 2Na + + CO H + OH - по аниону по аниону NaHCO 3 + NaOH гидрокарбонатнатрия HCO Na + + OH - (щелочная среда) (щелочная среда)
Составление уравнения гидролиза Соли, образованные слабым основанием и сильной кислотой MgCl 2 + H 2 O MgCl 2 + H 2 O Mg 2+ + Cl - + H + OH - Mg 2+ + Cl - + H + OH - по катиону MgOHCl + HCl гидроксохлоридмагния MgOH + + Cl - + H + (кислая) (кислая)
Составление уравнения гидролиза Соли, образованные слабым основанием и слабой кислотой Al 2 S H 2 O = Al 2 S H 2 O = 2 Al(OH) 3 +3 H 2 S B реакцию с водой вступает и катион, и анион: Гидролиз идёт по катиону и аниону
Алгоритм выполнения задания Примеры 1. Определяем, каким основанием и какой кислотой образована соль Al Cl 3 Слабое осн. Сильная к-та 2. Выбираем слабый ион, т.к. гидролиз идёт по слабому иону 3+ Al - катион 3. Выбираем сильный ион, т.к. он определяет реакцию среды Сильная кислота Кислая среда 4. Формулируем вывод: соль образована слабым основанием и сильной кислотой, гидролизуется по катиону с образованием кислой среды Установление соответствия между составом соли, реакцией среды её водного раствора и отношением к гидролизу.
Закрепление («учимся говорить») Определите тип соли, тип гидролиза, реакцию среды по алгоритму: Определите тип соли, тип гидролиза, реакцию среды по алгоритму: карбонат натрия Na 2 CO 3 – соль образована сильным основанием и слабой кислотой, гидролизуется по аниону с образованием щелочной среды карбонат натрия Na 2 CO 3 – соль образована сильным основанием и слабой кислотой, гидролизуется по аниону с образованием щелочной среды AlCl 3 Fe 2 S 3 K 2 SO 4 FeBr 2 CaCl 2 Na 3 PO 4 Сu(NO 3 ) 2 AlCl 3 Fe 2 S 3 K 2 SO 4 FeBr 2 CaCl 2 Na 3 PO 4 Сu(NO 3 ) 2 Помните: Помните: 1. Тип гидролиза определяем по слабому иону (катион или анион) 2. Реакцию среды устанавливаем по сильному иону (кислая, щелочная, нейтральная)
Гидролиз в ЕГЭ Задания А-26 (ЕГЭ) Кислую среду имеет водный раствор: Кислую среду имеет водный раствор: 1. Na 3 PO 4 2. KCl 3. Na 2 CO 3 4. ZnSO 4 Ответ: 4 Ответ: 4 ФОРМУЛА СОЛИ СРЕДА РАСТВОРА А) NaNO 2 Б) Al 2 (SO 4 ) 3 В) NaNO 3 Г) KCN 1) кислая 2) щелочная 3) нейтральная АБВГ 2132 Задания В-4 (ЕГЭ-2011) Установите соответствие между составом соли и реакцией среды её водного раствора.
проверь себя: Фенолфталеин приобретает малиновую окраску в растворе соли: Из букв, соответствующих правильным ответам, составьте слово CaCl 2 Е Na 2 SС FeF 2 Р Ag 3 PO 4 Л Na 2 CO 3 П NaNO 2 А Li 2 SO 3 С ZnCl 2 У Na 3 PO 4 И Li 2 SБ Al 2 S 3 Д KFО
СПАСИБО