. Урок 10 Тема «Кислород» Цель урока: Систематизировать знания о физических свойствах кислорода. Познакомиться с понятием «оксиды», со способами получения кислорода. Получить кислород разложением перекиси водорода и доказать наличие кислорода в сосуде. Кислород на Земле самый распространенный химический элемент. Кислород на Земле самый распространенный химический элемент. Вспомните, что называют химическим элементом? Вспомните, что называют химическим элементом? Химический элемент – это … Химический элемент – это … Химическая формула кислорода О 2 Химическая формула кислорода О 2 1) Кислород – это … (простое/сложное) вещество. 1) Кислород – это … (простое/сложное) вещество. 2) Кислород в виде... (простого/сложного) 2) Кислород в виде... (простого/сложного) входит в состав воздуха. вещества входит в состав воздуха. В воздухе кислорода содержится примерно … часть В воздухе кислорода содержится примерно … часть по объему. по объему. 3) Кислород в виде химического элемента (определенного 3) Кислород в виде химического элемента (определенного вида атомов) входит в состав вида атомов) входит в состав сложных веществ….. сложных веществ….. Определенный вид атомов простое простого 1/5 воды, углекислого газа, жиров, белков, углеводов и др.
Физические свойства кислорода. Какие свойства относятся к физическим свойствам? Какие свойства относятся к физическим свойствам? Кислород – это (агрегатное состояние) …, Кислород – это (агрегатное состояние) …, цвет …, вкус … и запах …, (плохо/хорошо) … растворим в воде. (плохо/хорошо) … растворим в воде. Но все же растворим. Им дышат все живые организмы, Но все же растворим. Им дышат все живые организмы, которые обитают в воде, например рыбы. Кислород можно сделать жидким (как?) … Кислород можно сделать жидким (как?) … Тогда он может быть похожим на воду, Тогда он может быть похожим на воду, а если его заморозить, то на лед. а если его заморозить, то на лед. газ не имеет очень плохо
Какие важные свойства кислорода вам известны (вспомните природоведение)? Какие важные свойства кислорода вам известны (вспомните природоведение)? При сгорании веществ из них образуются оксиды. При сгорании веществ из них образуются оксиды. ОКСИДЫ – ЭТО СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА, СОСТОЯЩИЕ ИЗ ДВУХ ЭЛЕМЕНТОВ, ОДИН ИЗ КОТОРЫХ – КИСЛОРОД. ОКСИДЫ – ЭТО СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА, СОСТОЯЩИЕ ИЗ ДВУХ ЭЛЕМЕНТОВ, ОДИН ИЗ КОТОРЫХ – КИСЛОРОД. Например, вода H 2 O, речной песок SiO 2 Например, вода H 2 O, речной песок SiO 2 кислород поддерживает дыхание и горение
Упражнение 1. Упражнение 1. Из приведенного списка выбери формулы оксидов (подчеркни их одной чертой) : Из приведенного списка выбери формулы оксидов (подчеркни их одной чертой) : NaOH, H 2 O, CO 2, H 2 CO 3, Na 2 SO 4, SO 3, NaOH, H 2 O, CO 2, H 2 CO 3, Na 2 SO 4, SO 3, CH 4, H 2 SO 4, Fe 2 O 3, FeCl 3, Al 4 C 3, Al 2 O 3, CH 4, H 2 SO 4, Fe 2 O 3, FeCl 3, Al 4 C 3, Al 2 O 3, NO 2, NH 3 NO 2, NH 3 H2O H2OH2O H2O CO 2 SO 3 Fe 2 O 3 Al 2 O 3 NO 2
Упражнение 2. Химические «крестики – нолики». Выигрышный путь – формула оксида. А) Б) Запиши названия этих оксидов: А) … Б) … HNO 3 SO 2 SO 3 CO 2 CuOMgO O2O2O2O2KOH ZnSO 4 KClO 3 ZnO K2OK2OK2OK2ONaCl Cl 2 O 7 H 2 SO 4 SiO 2 H2SH2SH2SH2S P2O5P2O5P2O5P2O5 MgOCuO CO 2 SiO 2 Cl 2 O 7 K2OK2OK2OK2O оксид углеродаоксид медиоксид магния оксид кремнияоксид хлораоксид калия
Кислород поддерживает горение. Кислород поддерживает горение. А что такое горение? А что такое горение? Горение – это химическое явление, сопровождающееся выделением тепла и света Горение – это химическое явление, сопровождающееся выделением тепла и света
Получение кислорода. Получение кислорода. Кислород можно получить разными способами. В природе – благодаря фотосинтезу В промышленности – из воздуха. В промышленности – из воздуха. Воздух – это смесь газов, как ее можно разделить? Воздух – это смесь газов, как ее можно разделить? t кип. жидкого азота: С; t кип. жидкого кислорода: С В лаборатории – разложением различных веществ. Например, Например, марганцовки KMnO 4, марганцовки KMnO 4, перекиси водорода H 2 O 2, перекиси водорода H 2 O 2, хлората калия KClO 3, хлората калия KClO 3, Джозеф Пристли в 1774 г. Джозеф Пристли в 1774 г. получил кислород разложением оксида ртути HgO. получил кислород разложением оксида ртути HgO.
Обнаружение кислорода Как можно определить, что выделяющийся газ – кислород, если у него нет ни запаха, ни цвета, ни вкуса? Как можно определить, что выделяющийся газ – кислород, если у него нет ни запаха, ни цвета, ни вкуса? Какое важное свойство кислорода (о котором говорилось ранее) вам известно? Какое важное свойство кислорода (о котором говорилось ранее) вам известно? Если тлеющую лучинку опустить в сосуд с Если тлеющую лучинку опустить в сосуд с кислородом, то лучинка... кислородом, то лучинка... Какая лучинка называется тлеющей? Какая лучинка называется тлеющей? Кислород поддерживает горение вспыхивает
Лабораторный опыт «Получение кислорода из перекиси водорода и обнаружение его в сосуде» Кислород можно получить разложением перекиси водорода Н 2 О 2 под действием оксида марганца MnO 2. Кислород можно получить разложением перекиси водорода Н 2 О 2 под действием оксида марганца MnO 2. Обнаружить присутствие кислорода в сосуде можно с помощью тлеющей лучинки. Обнаружить присутствие кислорода в сосуде можно с помощью тлеющей лучинки. Если при опускании в сосуд тлеющая лучинка вспыхнет, следовательно, в сосуде присутствует кислород. Если при опускании в сосуд тлеющая лучинка вспыхнет, следовательно, в сосуде присутствует кислород.
Порядок выполнения работы Повторите правила обращения с лабораторным оборудованием и приемы обращения со спиртовкой. Повторите правила обращения с лабораторным оборудованием и приемы обращения со спиртовкой. 1) Налейте в химический стакан примерно на 1/5 часть перекиси водорода H 2 O 2. 1) Налейте в химический стакан примерно на 1/5 часть перекиси водорода H 2 O 2. 2) Насыпьте в нее 1 ложечку оксида марганца MnO 2. 2) Насыпьте в нее 1 ложечку оксида марганца MnO 2. 3) Быстро зажгите спиртовку, подожгите лучинку, дайте ей немного прогореть, затем сбейте пламя и опустите тлеющую лучинку в стаканчик над реакционной смесью перекиси водорода и оксида марганца. 3) Быстро зажгите спиртовку, подожгите лучинку, дайте ей немного прогореть, затем сбейте пламя и опустите тлеющую лучинку в стаканчик над реакционной смесью перекиси водорода и оксида марганца.
По разрешению учителя начните выполнять работу. Отчет о ней оформите в вашей тетради в виде таблицы. Сделайте пояснительные надписи к рисунку. Что делаю (краткое описание хода выполнения работы) Рисунок прибора (выполнить все надписи к нему) Что наблюдаю 1. Получение кислорода. 2. Обнаружение кислорода
Применение кислорода Для поддержания дыхания больных, в самолетах, в морских глубинах Для сжигания топлива в двигателях машин Сжиженный кислород используют в двигателях ракет в качестве окислителя в качестве окислителя при производстве стали, удобрений, пластмасс Для сжигания топлива, чтобы согреться, приготовить пищу